Наверх (Ctrl ↑)

Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста («Добрые плоды Учения»)

Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста («Добрые плоды Учения»)
Изображения с более высоким разрешением:

Савин Никифор Истомин

Начало XVII в.

Дерево, темпера.
35 × 30 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 48

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 288
¦
104. Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста («Добрые плоды Учения»)

Начало XVII века. Никифор Савин1. Царская мастерская
Дерево, темпера. 35 × 30
Находилась в собрании И. Л. Силина. Приобретена у него П. М. Третьяковым, основателем Галереи, в 1892 г.
ГТГ, инв. 48

1 Никифор Савин (годы жизни не известны) был царским иконописцем, работал также по заказам Строгановых. Его авторству приписываются двенадцать икон (ныне хранятся в собраниях музеев России).

На обороте — полустертая надпись чернилами: «Писмо Никифорово».

Клейма, в которых расположены фигуры святителей, не имеют четких делений, они вписаны в изображение горки таким образом, что объединяются в единую композицию: слева наверху — Василий Великий, внизу — Григорий Богослов, справа — Иоанн Златоуст (о них подробнее см. кат. № 103). К Вселенским учителям подходят люди, стремящиеся к духовному просвещению, жаждущие приобщиться к Премудрости Божией; некоторые из них держат чаши, у других — в руках развернутые свитки. Извилистая линия между лещадками горок — благодатная река христианского учения.

Центральное место в данной иконе занимает горка, являющаяся символом «горнего» мира и духовного восхождения. Автор намеренно усилил звучание этой символики, увеличив размер горы.

Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст широко почитались на Руси со времени принятия христианства. В иконописи их изображения встречаются и на Царских вратах, что подчеркивало исключительное положение и значение этих святых, соответствующее чину авторов литургических текстов. В русской иконописи наибольшее распространение получила иконография, называемая «Собор Вселенских учителей». Зарождение этого извода связано с чудом явления отцов Церкви в 1084 году митрополиту Евтихианскому Иоанну, которому святители повелели почитать всех трех одинаково перед Богом и прекратить распри между их последователями — василианами, григорианами и иоаннитами, спорившими о том, кто из святителей главнее. В «Соборе Вселенских учителей» Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст изображены в рост, прямолично, как столпы Церкви.

С большей убедительностью тема благого действия Премудрости Божией в мире раскрыта в сюжете иконы «Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста («Добрые плоды Учения»)», где святители, творцы литургии, представлены в момент их главного и наиважнейшего деяния — свершения обряда причащения.

Н. Бекенева с. 288
 
¦


Литература