Школа или худ. центр: Новгород
1526 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 12973
См. в «Галерее»:
1526 год. Новгород
Дерево, темпера. 127 × 98,4
Находилась в собрании А. В. Морозова
ГТГ, инв. 12973
Изображение поясное. Святитель Николай изображен в епископской фелони с омофором на плечах. Правой рукой он благословляет, в левой держит закрытое Евангелие. На фоне, в кругах, представлены поясные фигуры Спасителя с Евангелием и Богоматери с омофором в руках. Ниже располагаются изображения святителя Власия и преподобного Никиты. Святитель Николай Мирликийский Чудотворец, по преданию, жил в IV веке в Малой Азии и был архиепископом в ликийском городе Миры. Древнейшее греческое житие его наряду с краткими биографическими свидетельствами содержит описания множества чудес, совершенных святителем как при жизни, так и после смерти. Культ Николы — заступника и помощника в бедах, покровителя мореплавателей и путешественников, победителя бесов — получил широкое распространение на Руси, где появилось множество новых преданий о чудесном заступничестве святого. Основные иконографические типы изображения св. Николая появляются в византийском искусстве X–XIII веков. В связи с ростом популярности культа Николы — после перенесения мощей святого из Мир Ликийских в Бари в 1087 году и установления празднования этого события (22 мая) при императоре Мануиле Комнине — его изображения начинают особо выделяться в декоре храмов, широкое распространение получают его иконы. Тип поясного изображения св. Николая в святительских одеяниях, с благословляющим жестом правой руки и закрытым Евангелием в левой относится к числу наиболее распространенных в византийском и древнерусском искусстве (древнейшая икона такого типа происходит из монастыря Св. Екатерины на Синае и датируется X или началом XI века)1.
1 Sinai. Treasures of the monastery of Saint Catherine. Athens, 1990. Tabl. 15. Р. 98.
Сцена вручения св. Николаю епископских инсигний известна в византийском искусстве с X–XI веков2. Источником этого сюжета является латинская версия жития св. Николая (Vita compilata), датируемая IX–X веками. Там говорится, что в посвящении в епископский сан св. Николая принимали участие Христос и Богоматерь, вручившие ему Евангелие и омофор. Позже это значение было, по-видимому, забыто, и сцена стала трактоваться как изображение так называемого «никейского чуда». По преданию, на I Вселенском Никейском соборе (325 г.) св. Николай выступал как обличитель еретика Ария и даже ударил его, за что был заключен в темницу и лишен епископского сана, после чего явившиеся в темницу Христос и Богоматерь вновь вручили ему Евангелие и омофор (это предание прослеживается в источниках начиная с XIV в.)4. Таким образом, если в первом случае речь идет о богоизбранности Николы для епископского служения, то второй более поздний рассказ свидетельствует скорее о восстановлении справедливости свыше и подтверждении прав святого на сан5.
2 *Lexikon der christlichen Ikonographie. Bd. III. Rom, Freiburg, Basel, Wien, 1971.
3 Walter Chr. Art and Ritual of the Byzantine Church. L., 1982. P. 103–104, 110.
4 Ševčenko N. P. The Life of Saint Nikolas in Byzantine Art. Torino, 1983. P. 18.
5 Гладышева Е. В. Иконографическая программа иконы «Никола» Алексы Петрова // Искусствознание. 1998. № 1. № 1. С. 105.
Независимо от контекста символический смысл рукоположения — получение епископом дара изображать и являть в служении самого Христа и его обручение с Церковью как с Невестой. Это значение получает особую актуальность в изображениях св. Николая, который именуется в богослужебных текстах «великим священником» и «самовидцем божественного разума» (Служба на 6 декабря. Канон 1 гласа, ирмос 1 песни).
Святитель Власий, изображенный под Христом (ум. ок. 316), был епископом города Севастии в малоазийской Армении. Уже в XII веке в Новгороде была ему посвященная церковь. Согласно некоторым спискам «Паломника» архиепископа Антония Новгородского, он, посетив Константинополь около 1200 года, привез оттуда в Новгород частицу мощей св. Власия6. Что же касается преподобного Никиты (Алфанова), то он, как известно из жития, основал вместе с братьями в 1389 году Сокольницкий девичий монастырь в Новгородской губернии.
6 Малицкий И. В. Древнерусские культы сельскохозяйственных святых по памятникам искусства // Известия Государственной академии истории материальной культуры. Л., 1932. Т. XI. Вып. 10. С. 12–14.
Изображения святых Власия и Никиты связаны по смыслу с соответствующими образами Христа и Богоматери (епископ выступает как преемник Христа, а преподобный воплощает в себе совершенную чистоту и целомудрие Богоматери). Наконец, святые являются посредниками между молящимися и Христом, помощниками в деле стяжания благодати и приобщения к божественной Премудрости.
Л. Нерсесян, В. Широков