1620-е годы
Государственный музей-заповедник «Коломенское», Москва, Россия
Инв. ж 1250
См. в «Галерее»:
1620-е годы. Круг Назария Истомина Савина. Царские мастера. Москва
Дерево, темпера. 164 × 111,5
Происходит из Соловецкого монастыря. Находилась в местном ряду иконостаса Спасо-Преображенского собора1
Музей-заповедник «Коломенское», инв. ж 1250
1 О Соловецком монастыре см. примеч. кат. № 12.
Христос, восседающий в сверкающих золотом одеждах на престоле, показан несущим в мир свет жертвенной любви, распространяющийся на все его творения. Его благородный просветленный лик отмечен возвышенным выражением духовности и внутренней красоты. Правой рукой он двуперстно благословляет, левой придерживает на колене Евангелие, раскрытое на тексте: «Приидите ко мне вси труждающиеся и обремененные и аз успокою [вас]» (
Икона являет собой вторую ипостась Святой Троицы — воплощенное Слово Божие — совершенный образ Богочеловека Иисуса Христа. Смысловой центр иконы — раскрытая книга Евангелия, выделенная красным обрезом и крупными черными буквами текста. Значительное место в композиции иконы занимает небесный престол, пронизанный золотым светом изливаемой на людей Божественной Премудрости. Престол знаменует власть Бога на небе и на земле: «Небо — престол Мой, земля — подножие ног Моих, — говорит Господь, — ибо все это соделала рука Моя» (
Мир земной представлен в этой иконе двумя коленопреклоненными фигурами преподобных Зосимы и Савватия, столпов русского монашества, основателей Соловецкого монастыря. Святые показаны как бы застывшими в вечном молитвенном прошении Спасителю о божественном снисхождении к роду человеческому.
Икона экспонируется впервые.
О. Полякова