Наверх (Ctrl ↑)

«Достойно есть», с избранными святыми

«Достойно есть», с избранными святыми
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Москва

1602 г.

Дерево, темпера.
157 × 125 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 14476

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 344
¦
128. «Достойно есть», с избранными святыми

1602 год1. Москва
Дерево, темпера. 157 × 125
Находилась в собрании Д. И. Силина
ГТГ, инв. 14476

1 На нижнем поле надпись, сообщающая имя заказчика иконы: «Лета ЗРI г. [7110–1602] написана бысть икона си повелением Семион дьякона Ивана Быкова по себе и по сво[их роди]телех».

Икона была раскрыта в конце XIX века. На живописи в среднике остались незначительные прописи. В расчищенном от поздней записи виде икона экспонируется впервые.

Иконография композиции тесно связана с чинопоследованием литургии Иоанна Златоуста. «Достойно есть» исполняется между молитвой эпиклезы, призывающей Святого Духа на святые дары, и обрядом причащения. В то время как хор поет гимн, священник произносит в алтаре тайную молитву, в которой вспоминаются лик за ликом все святые, представители торжествующей на небесах Церкви. По словам отцов Церкви, ее смысл — благодарение всех подвижников веры за их молитвенное дерзновение перед престолом Божиим. По церковному преданию, текст песнопения «Достойно есть» создан архангелом Гавриилом, который был его первым исполнителем. В VIII веке молитва была дополнена Козьмой Маиумским и в этом виде сохранилась до наших дней.

В соответствии со стихами песнопения композиция средника разделена на четыре части. Каждая сцена, иллюстрирующая один стих гимна, включает изображения чинов святых в той последовательности, в которой они упоминаются в тайной молитве священника. Первая сцена связана со стихом «Достойно есть яко воистину блажити тя, Богородице». В ней Богоматерь прославляется всем миром. Ей славословят ангелы, евангелисты разносят благую весть по всей вселенной. Ее и Христа, принесшего кровную искупительную жертву, воспевает церковь в литургических молитвах, написанных на свитках у гимнографов — Иоанна Дамаскина и Козьмы Маиумского. Первый держит свиток с начальными словами молитвы в честь Богоматери, поющейся на литургии Василия Великого: «О Тебе радуется обрадованная всякая тварь». У второго — свиток с фрагментом песнопения, исполняемого в Великую субботу: «Да молчит всяка плоть человеча да стоит со страхом и трепетом не помышляя...» О Богородице и о ее Божественном сыне, благодаря которым человечество обрело надежду на спасение и будущее Царствие Небесное, повествуют тексты в руках у предстоящих пророков и праотцов. В основном в них описываются видения.

Юный пророк Захарий Серповидец, стоящий в левом нижнем углу сцены, держит свиток со словами: «Аз видих серп с небес сходя[щий]...» (Зах. 5 : 1–2). Рядом с ним пророк Моисей, на свитке которого читается: «Аз видих купину огнем палиму, а неизгораему...» (Исх. 3 : 2, 4). На свитке праотца Иакова надпись: «Аз видих лествицу» (Быт. 28 : 12); пророк Иезекииль держит свиток с описанием видения: «Аз видих врата от востока затворен...» (Иез. 44 : 1). Кроме них, здесь изображены царь Давид, пророк Даниил, Исаия, в свитке которого читается предсказание: «Се, дева зачат во чреве и родит сына и нарекут...» (Ис. 7 : 14); царь Соломон, обращающийся к Богородице, судя по свитку, со словами: «Премудрость [созда себе] храм» (Притч. 9 : 1); пророк Иона — свиток с надписью: «Иона во ките моляся отопляе Боже мой возведи...» (Иона 2 : 1–3) и юный пророк Аввакум.

Вторая сцена соотносится со стихом «Присноблаженную и пренепорочную и матерь Бога нашего...», прославляющим чистоту Богоматери. Эта тема получает раскрытие в надписях на свитках у пророков. Богоматерь в позе Оранты в трехцветной «славе» предстает как олицетворение новозаветной Церкви, основанной Христом — ее главой и первосвященником. Он изображен над нею в образе Великого Архиерея. По сторонам от «славы» расположены пророки. Среди них находятся Моисей и Аарон, основатели ветхозаветной Церкви. Они вместе с праотцами чествуют Богородицу. Персонаж на первом плане со свитком в воздетых руках — пророк Исаия. Надпись на свитке: «Жезл от корени... и цвет от него Христос от девы...» — отрывок из гимна, который поется во время службы на Рождество Христово. В его основе лежит пророчество Исаии (Ис. 11 : 1). Апостолы и мученики — среди них великомученицы Варвара и Екатерина, Дмитрий Солунский и архидьякон Стефан, — находящиеся внизу сцены, предстают как зримое основание новозаветной Церкви, как собор святых, олицетворяющий полноту ее власти. Благодаря жертве Христа стало возможным соединение Ветхого и Нового Завета. Ангелы в верхней части сцены, свивающие небо в свиток, напоминают о Страшном суде и о грядущем торжестве праведных в Небесном Иерусалиме.

Третья сцена внизу слева связана со стихом «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим...». В ней Богородица воспевается как Царица Небесная, превосходящая по достоинству ангельскую Небесную Иерархию. Ей поклоняются все ангельские силы. Богоматерь стоит в «славе», склонив голову к сидящему на ее руках младенцу Христу. Два пересекающихся разноцветных ромба, образующих подобие восьмиконечной звезды, и медальон «славы», в который они вписаны, знаменуют свет Троицы. Вокруг «славы» располагаются в два ряда семь клейм с изображением ангельских сил, согласно «Небесной Иерархии» Дионисия Ареопагита, — серафимов, херувимов, престолов, господств, сил, властей и начал. В нижней части композиции в два ряда изображены ангелы и архангелы — представители еще двух небесных чинов. В центре ряда расположен архангел Михаил.

Клеймо справа внизу иллюстрирует заключительный стих: «Без истления Бога Слово рождшую сущу Богородицу тя величаем». Эта сцена посвящена литургическому прославлению Богоматери, сохранившей чистоту и после рождества Христова. Ей, ставшей храмом телесным для воплощения Бога Слова, возносят молитвы представители новозаветной Церкви — святители, преподобные и другие святые. Надпись с четвертым стихом гимна «Достойно есть» держат отцы Церкви, имевшие прямое отношение к его богословскому обоснованию. Один из них — Кирилл Александрийский, победивший ересь Нестория, утверждавшего, что Богородица могла родить только человека и потому ее надо называть Христородицей. Другой — Афанасий Александрийский, обличитель ереси Ария. Во внешнем круге трехцветной «славы» Богоматери, восседающей на троне с Христом на коленях, расположены воспевающие ее и Христа творцы богослужебных текстов, начиная от Иакова — брата Господня и Климента Римского, которые, по преданию, создали ранние варианты литургии, до великих отцов Церкви — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Здесь же находятся ветхозаветные цари Давид и Соломон, чьи сочинения использовались в богослужении, а также, вероятно, Андрей Критский, автор Великого покаянного канона. Последним внизу круга «славы» представлен святитель с короткой бородой и кудрявыми волосами, в белом полиставрионе с черными крестами и розовом омофоре. Судя по иконографии, это может быть Климент папа Римский.

Внизу сцены изображены преподобные, главные молитвенники за человеческий род на земле. Напомним, что с. 344
с. 345
¦
именно монашество поддержало Кирилла Александрийского в его борьбе с несторианством.

В нижней части сцены на фоне двух горок расположены в три ряда святые. Вверху слева — князья Борис, Глеб и Владимир. Ниже расположены три святителя. Судя по иконографии, двое из них — русские митрополиты Алексей и Петр. В первом ряду изображены преподобные. Слова на свитке одного из них — отрывок молитвы к Богородице. Справа над ними представлены четверо святых жен в иноческих одеяниях. Между ними на втором плане угадывается полуфигура Марии Египетской.

На полях — полнофигурные изображения святых с надписями. Слева сверху вниз расположены: архангел Гавриил, святитель Климент папа Римский, архидьякон Стефан, мученик Прокопий, преподобный Максим Исповедник, мученица Матрена. Справа — святитель Иаков, брат Господень, великомученик Георгий, гимнограф Роман Сладкопевец, Даниил столпник, мученица Агафья, преподобная Ефросиния.

В целом композиция изображает чествование Богоматери всеми ликами святых, представителями Церкви небесной и земной. Она предстает не только как олицетворение Храма, созданного Христом Премудростью Божией, но и как образ «Нового неба», открывшегося для праведников.

Литература

Е. Гладышева с. 345
 
¦


Литература