Наверх (Ctrl ↑)

Образ всех святых

Образ всех святых
Изображения с более высоким разрешением:

XVIII в.

Дерево, темпера.
98 × 44 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. ДР 1949

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 350
¦
131. Образ всех святых

XVIII век
Дерево, темпера. 98 × 44
Происхождение неизвестно
ГТГ, инв. ДР 1949

Сложная многофигурная композиция «Образ всех святых» складывается к XVIII веку. Она берет истоки от более ранних иконографических типов, известных древнерусскому искусству, и включает сюжет «Коронование Богоматери», возникший первоначально в западноевропейском искусстве.

По центральной оси иконы расположены сюжетные клейма в форме медальонов. Внизу — «Лоно Авраамово»: восседающие на престоле Авраам, Исаак и Иаков держат на руках перед грудью младенцев — образы чистых душ, нашедших покой в «райских селениях». Они же символически изображают земное родословие Иисуса Христа, называемого «сыном Авраама» (Лк. 19 : 9). Аврааму было дано Богом обетование: «Благославятся в семени твоем все народы земли» (Быт. 22 : 18). Его сын Исаак прообразовал жертву Сына Божия.

В медальоне выше в белом сиянии на престоле восседает София Премудрость Божия в образе огнекрылого Ангела в царском одеянии со скипетром и перекинутым через руки платом. Иконография повторяет «новгородский» извод этой темы (кат. № 1). У Богоматери на груди в медальоне Спас Эммануил, напоминающий о пророчестве Исаии: «... се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7 : 14). Иоанн Предтеча свидетельствует об исполнении пророчества Исаии: «... и нарекут имя Ему Великого Совета Ангел» (Ис. 9 : 6; стих Славянской Библии). Для иконографии «Софии Премудрости Божьей» более традиционно изображение Иоанна Предтечи со свитком в руках с надписью «Се агнец Божий» (Ин. 1 : 29). И хотя в данной композиции нет прямой отсылки к этому тексту, здесь присутствует символическая идея грядущей искупительной жертвы Христа, в полной мере раскрытая в «Распятии», изображенном в медальоне выше.

Иконография «Распятия» традиционна и относится к строгому типу, где около Креста изображаются только Богоматерь и Иоанн Богослов.

Сюжет «Коронование Девы Марии» известен в западноевропейском искусстве с конца XII века. Он возник на основе варьирования композиций Вознесения Богоматери, которые входят в развитые изводы сцены Успения. В ранних памятниках увенчанная Богоматерь изображалась сидящей рядом с Иисусом Христом. В XIII–XIV веках этот сюжет усложняется — Христос возлагает корону на голову Богоматери. Значительно позднее появляются изображения коронования Девы Марии, совершаемого Богом Отцом, Богом Сыном и Святым Духом в виде голубя. В русской иконописи этот сюжет встречается с XVIII века. «Коронование Богоматери» воспринималось не только как завершение земной жизни Богоматери, но и промыслительно. В контексте предвечного замысла Божиего о спасении человечества оно прообразовало грядущее воплощение ипостасной Премудрости Сына Божьего от Пречистой Девы.

В верхнем медальоне изображен восседающий на облаках с жестом архиерейского благословления Спаситель, которому предстоят в деисусном молении Богоматерь, Иоанн Предтеча, ангелы и архангелы.

По сторонам медальонов в позах молитвенного обращения ко Христу и Богоматери в восемь рядов расположены фигуры святых. Внизу — лики пустынников, схимников и схимниц, преподобных мужей и жен. Выше — святители, мученики и мученицы, праведные цари и царицы. По сторонам «Распятия» изображены апостолы, по сторонам «Коронования Богородицы» — праотцы и пророки. Наконец, верхний медальон окружают фигуры архангелов и ангелов.

В целом композиционная структура иконы напоминает принцип регистрового построения древнерусского высокого иконостаса. В ней также нашла отражение концепция Божественного Домостроительства и возрастания земной Церкви до небес, благодаря благодатному действию в ней Премудрости Божией и трудам святых.

Икона экспонируется впервые.

Е. Буренкова с. 350
 
¦


Литература