Наверх (Ctrl ↑)

Обновление храма Воскресения Христова

Обновление храма Воскресения Христова
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Средняя Русь

Начало XIX в.

Дерево, темпера.
99 × 81.5 см

Государственный музей-заповедник «Коломенское», Москва, Россия
Инв. ж 817

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 352
¦
132. Обновление храма Воскресения Христова1

Начало XIX века. Средняя Русь
Дерево, темпера. 99 × 81,5
Происхождение неизвестно
Музей-заповедник «Коломенское», инв. ж 817

Сюжет иконы посвящен празднику Обновления храма Воскресения Христова, установленному в 335 году в связи с освящением церкви, построенной в Иерусалиме на месте распятия и погребения Спасителя. Надпись на нижнем поле: «Поновление сему празднуем месяца сентября в 13 день. А чтение в соборнике лист 737».

Иконография основана на текстах Ветхого и Нового Завета, раскрывающих главную тему образа — значение искупительной жертвы Христа. Икона делится на три смысловых регистра. В нижней части: скинии для хранения Ковчега Завета, план которой «Бог и Отец благоволив показа и умный Моисей Христос запоручи [Христос-Премудрость поручил Моисею], и Дух Святой мудрым Веселеилом [творцом Ковчега Завета — Исх. 37 : 1] воображая содела».

Вторая группа сцен связана с евангельским рассказом о распятии и воскресении Иисуса Христа — воплотившегося Бога Слова. Они включены в смысловой ряд основной композиции — изображение литургии, совершаемой в христианском храме. Здесь получает раскрытие православное понимание Церкви как тела Христова и «обновленного творения» и евхаристическая символика библейской притчи о Премудрости. Связь Церкви Ветхого и Нового Завета усиливается соучастием в литургии пророков и праотцов, представленных пророком Исаией и царем Давидом.

Третий смысловой регистр — изображение Небесного Иерусалима с Этимасией — Уготованным Престолом, символическим образом жизни Будущего века, окончательной победы и воцарения Христа над миром.

Многофигурная и многочастная композиция иконы включает следующие сцены:

  1. Сотворение человека. В круге рая — Господь Ангел Великого Совета перед Адамом и Евой. Справа — искушение Адама;
  2. Ветхозаветное жертвоприношение: заклание жертвы, сожжение агнца; народ Израилев направляется с дарами к храму;
  3. Ветхозаветный храм царя Соломона. Царь Соломон с воздетыми руками стоит перед жертвенником с агнцем. В правой части храма — престол с Ковчегом Завета, скрижалью, свешником. Над престолом — лампада и три парящих херувима. Справа от храма — благословляющий Господь Саваоф в круглой «славе», окруженной «бесплотными силами». От уст его исходит Святой Дух, представленный в виде голубя. Над жертвенником — зеленый медальон с изображением Богоматери Знамение с Младенцем в лоне. Слева от храма царя Соломона, на фоне горных уступов, представлены две группы детей в белых одеждах. Трое сидят на земле, образуя круг (символическое изображение Святой Троицы ?), двое обнимаются (знак единения церкви Ветхого и Нового Завета ?);
  4. Распятие с предстоящими. По сторонам креста — Богоматерь, Иоанн Богослов, жены, Лонгин-сотник, римский воин;
  5. Положение во гроб;
  6. Сошествие во ад. Спаситель, представленный на фоне сияющей золотой «славы», выводит из ада праотца Адама и других праведников;
  7. Явление Христа апостолам;
  8. Уверение Фомы;
  9. Преисподняя с апокалиптическими животными;
  10. Проповедь апостолами Евангелия. Изображены три действия, каждое происходит на фоне храма: слева — проповедь Иоанна Богослова, в центре — проповедь апостолов Петра и Павла, справа — проповедь апостола Матфея;
  11. Литургия в христианском храме. Красный пятикупольный храм изображен на фоне небесной зеленой «славы» с ангелами. Вверху — поясное изображение Спасителя с золотым крестчатым нимбом и в золотых одеждах, благословляющего обеими руками. Фигура его вписана в трехгранную небесную сферу и окружена венком из херувимов. В центре храма — стоящий на кафедре апостол Иаков, брат Господень, и два диакона с рипидами, у левого диакона в руке чаша. Формы кафедры, покрытой золотыми лучами ассиста, схожи с формами престола с трехлопастной спинкой. Внизу — молящийся народ. Слева, вне стен храма, показан коленопреклоненный пророк Исаия. Он протягивает вверх развернутый свиток, как бы соучаствуя в литургии. Над ним — царь Давид. Он поднял свиток с текстом: «Сердце чисто созижди во мне». Справа от храма — стоящий на высокой горке Григорий Богослов. На его развернутом свитке надпись: «Поновления чтите древний закон и добрый». Слева от него надпись на фоне: «Яко вышия тверди Благолепия и нижнею подобную явил еси красоту, святаго вселения славы твоея Господи. Утверди его вовеки веком, и приими наша ияже вненепрестанно приносимыя ти молбы Богородицы ради всех животе и воскресение»;
  12. Сонм молящихся святых, окружающих «славу» с храмом. Снизу вверх изображены: святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст; «лики апостольские»; пророки во главе с Иоанном Предтечей; мученики (среди мучеников — Дмитрий, Георгий, Артемий); «лик преподобных» (среди них — Зосима и Савватий Соловецкие, мученица Евдокия, мученица Ефросиния);
  13. Собор архангелов;
  14. Горний Иерусалим. В центре его — Престол Уготованный, на котором лежит Евангелие. От круга с изображением горнего Иерусалима отлетают три ангела с золотыми коронами в руках. Один из них вручает корону Иоанну Предтече, другой — апостолу Петру, третий — Василию Великому. Четвертый ангел изображен над сценой «Сошествие во ад». Движение его направлено в сторону Спасителя, которому он протягивает две золотые короны.

О. Полякова с. 352
 
¦


Литература