Наверх (Ctrl ↑)

Икона Богоматери «Неувядаемый цвет»

Икона Богоматери «Неувядаемый цвет»
Изображения с более высоким разрешением:

Филатьев Тихон Иванов
Школа или худ. центр: Москва

1691 г.

Дерево, темпера.
47 × 41.5 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 28637

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 360
¦
136. Богоматерь «Неувядаемый Цвет»

1691 год. Тихон Филатьев1. Москва
Дерево, темпера. 47 × 41,5
Происходит из церкви Рождества Богородицы в Голутвинском переулке в Москве
ГТГ, инв. 28637

1 Дата создания и имя художника определены на основании записи, сделанной на иконе Спаса Вседержителя из местного ряда иконостаса церкви Рождества Богородицы в Голутвине, откуда происходит икона «Богоматерь «Неувядаемый Цвет». Из надписи следует, что «все святые иконы сей церкви» написаны в 1691 г. Тихоном Филатьевым, жалованным иконописцем Оружейной палаты. Точные годы жизни художника не установлены. Подписные иконы с его именем и датой написания известны с последней четверти XVII в. до начала XVIII в.

На иконе Богоматерь и Младенец представлены в образах Царицы Небесной и Небесного Царя. Дева Мария изображена по пояс в царском венце с процветшим жезлом в руке поддерживающей стоящего на престоле младенца Христа в царском облачении, со скипетром и державой в руках. Литературной основой иконографии явились тексты византийских гимнов-акафистов Богородице: Акафист Благовещению Георгия Писидийского (VII в.) и Успению патриарха Константинопольского Исидора Вухироса (ум. 1349), а также каноны Иосифа Гимнографа (IX в.). В Акафистах Богородица именуется «отрасли неувядаемыя розго», «цвете нетления» (Благовещению, икосы 3, 7), «жезле Ааронов, прозябший нетление», «крине неувядаемый, процветший безсмертие» (Успению, икос 5) и т. д. Одно из сравнений (цвете нетления, или Цвет неувядаемый) — образно-поэтический синоним именования Богородицы «Приснодевой», т.е. девой, не изменяющей своей природы, остающейся ею до и после Рождества Христова, — стало названием особой иконографии изображений Богоматери с Младенцем. Возникновение этого извода в России, очевидно, связано с обращением во второй половине XVII века к Богородичным акафистам при росписи главных храмов Московского Кремля — Успенского и Благовещенского соборов, а также церкви Ризположения. Икона Третьяковской галереи является одной из самых ранних среди подобных изображений.

Композиция иконы наполнена прообразовательными ветхозаветными символами Богородицы в акафистных эпитетах византийских гимнографов. Престолы под красными покровами — «...престоле Господень, от земли вознесенный в царствие небесное» (Успению, икос 3), в числе которых престол меньшего размера, жертвенник, — «...трапезе, носящее обилие очищения» (Благовещению, икос 3); скипетр в руке Христа — «...скипетр царский в Христовой деснице» (Успению, икос 5); небесный чертог с заоблачными райскими кущами, открытый красной с золотым орнаментом завесой, и закрытая книга на престоле — «...отверзающая райские двери» (Успению, икос 1), «...свете чертог и книга слова животнаго» (Служба на Рождество Богородицы). На фоне иконы: звезда и солнце — «...звездо, являющая солнце» (Благовещению, икос 1); горящая свеча — «...свеще неугасимая огня невещественнаго», «светоприемная свеща истиннаго света...» (Успению, икос 11); кадило — «приятное молитвы кадило» (Благовещению, икос 3).

Г. Сидоренко с. 360
 
¦


Литература