Наверх (Ctrl ↑)

Богоматерь Умиление

Богоматерь Умиление
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Кострома

Первая треть XVIII в.

Дерево, темпера.
73.5 × 63.5 см

Ярославский художественный музей, Ярославль, Россия
Инв. И-773

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 368
¦
140. Богоматерь Умиление

Первая треть XVIII века. Кострома
Дерево, темпера. 73,5 × 63,5
Происходит из Успенского собора города Ярославля
Ярославский музей, инв. И-773

В иконе на фоне облачных небес, в несомом херувимами сияющем овале, представлен образ юной Богоматери, заключившей в ласковые объятия младенца Христа. Вверху, над этим светоносным изображением, — четыре летящих ангела с орудиями страстей в руках — копием и губкой, чашей, наполненной кровью Христовой, терновым венцом и ларцом с гвоздями. Края овала обрамляет надпись: «Что Тя наречем, о, Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды? Рай, яко возрастила еси Царя Нетления? Деву, яко пребыла еси нетленная? Чистую Матерь, яко имела еси на руку ея Всех Бога? Того молим спастися душам нашим» (Богородична Первого часа).

Богородичный тип «Умиления», символика которого связана с мыслью о нерасторжимом единстве и любви принесшего себя в жертву Христа — Великого Архиерея и Богородицы-Церкви, раскрывает смысл иконы. Художественный строй иконы соответствует символическому толкованию богослужебного поэтического текста Богородична. В центре иконы помещен образ Спасителя, его фигура почти полностью вписана в рисунок силуэта Богоматери, их нимбы объединены. Движением рук Дева Мария привлекает Младенца, укрывая его собой. Младенец изображен в динамичной позе, как будто ступает по лестнице, что напоминает о сравнении Богородицы с лестницей, по которой сходит Бог, а человек поднимается на небо. Но путь схождения — это жертвенный путь. Короткая рубашечка, обнажающая непорочную плоть, руки и ноги Младенца и страстные орудия у ангелов в руках отчетливо выявляют значение его образа как жертвенного агнца, а образа Богоматери как Престола Уготованного.

Цветовой строй иконы отличается необычной светоносностью. Богоматерь и Младенца объединяет сияющая белизна карнации. Письмо личного передает образ нетления, просветленной плоти, присущий Божественной Премудрости и сообщенный дочери человеческой, от которой она приняла воплощение. Изгибающиеся лучи сияния с нимба Христа переходят на нимб Богородицы и окружают всю ее фигуру, а далее светоносное сияние и излучение распространяется на небеса и пронизывает все мироздание. Освященная Божественной Премудростью Мария передает свет всему христианскому человечеству, являя собою идею церковности, символ идеальной Церкви.

Служба Первого часа, на которой звучит Богородичен «Что Тя наречем...», является первой службой дня, как бы продолжающей утреню, и ее молитвы, как и молитвы следующего за ней Междочасия, пронизаны образами восходящего солнца, света, освящения: «Славимый Христе Боже... вся зовый ко спасению, души наши освяти...» или «Христе Свете истинный, просвещай и освящай всякого человека...», «Творяй утро и просвещай всю вселенную...», «Воссияй в сердцах наших, умное Солнце Правды...».

О. Кузнецова с. 368
 
¦


Литература