Наверх (Ctrl ↑)

Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Москва; Средняя Русь

Вторая четверть XVI в.

Дерево, левкас, темпера.
66.7 × 51.7 см

Собрание В. А. Бондаренко, Москва, Россия

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

19. СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ

Вторая четверть XVI века12
Средняя Русь или Москва
66,7 × 51,7 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание В. А. Бондаренко]

12 По мнению В. М. Сорокатого, икона может быть датирована серединой — третьей четвертью XVI века.

Происхождение: В 1950–1960-е годы находилась у монахини Иулиании (в миру М. Н. Соколовой) (1899–1981) в Троице-Сергиевой Лавре. Затем, в качестве ее подарка в Минске у митрополита Филарета. Последние годы хранилась у родственников. Приобретена в 2004 году.

Сохранность: Узкая вставка левкаса с восстановленной живописью по центру лика, идущая по трещине доски. Потертости красочного слоя, мелкие чинки по всей поверхности. На фоне, полях, нимбе повреждения от крепления оклада, гвозди. Авторское золото фона и полей почти полностью утрачено. Цировка сильно потерта. Древняя опушь и золото частично восстановлены при последней реставрации.

Реставрация: Раскрыта монахиней Иулианией (М. Н. Соколовой) в реставрационной мастерской Троице-Сергиевой Лавры, возможно, под руководством В. О. Кирикова. Повторно укреплена, дочищена и тонирована Н. Б. Антонышевой в 2004 году.

Голова Христа занимает почти весь средник, максимально плотно и тесно вписана в ковчег и представлена не строго фронтально, а в чуть заметном ракурсе влево. Однако в отличие от большинства икон такого извода, борода и пряди волос лишены асимметрии. Редкая особенность памятника — Святой Лик воспроизведен на золотом фоне, а не на убрусе. Такая иконография была архаичной для XV–XVI веков, когда большое внимание уделялось красивой ткани плата, собранной в складки и часто поддерживаемой за концы ангелами, демонстрирующими реликвию. Обращение к древнему типу Мандилиона свидетельствует о воспроизведении здесь особо почитаемого образа. Это подтверждает богатое серебряное убранство иконы, украшавшее ее, судя по состоянию фона, в древности. Таким чтимым прототипом, скорее всего, был знаменитый византийский Мандилион, привезенный в 1354 году в Москву из Константинополя митрополитом Алексием и поставленный им в соборе Спасо-Андроникова монастыря (ГИМ)13.

13 Памятник находится под записью XVII–XIX веков, которая точно повторяет древнюю иконографию: плотно вписанный в средник нимб с головой Иисуса и отсутствие убруса.

Повторение в рассматриваемой иконе византийского Мандилиона многое объясняет в художественном строе образа, который отличается правильным классическим типом лика, благородной мягкостью, глубокой сосредоточенностью и одухотворенностью. Личное письмо выполнено по оливковому санкирю путем многослойных розовых охрений и светло-коричневой охристой карнации в традициях московской и среднерусской живописи. Несоответствие между основой иконы — груботесанной хвойной доской, типичной для северных и новгородских провинций, и столичным уровнем исполнения живописи, мягкой пластикой просветленного и задумчиво-одухотворенного лика может свидетельствовать о выполнении московским или среднерусским мастером важного заказа в каком-то отдаленном от Москвы центре. Икону правильнее всего датировать второй четвертью столетия, когда в лучших памятниках еще сохранялась мягкость внутреннего духовного строя образа и живая пластика личного письма.

И. А. Шалина


Литература