Наверх (Ctrl ↑)

Спас в силах

Спас в силах
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Костромские земли

Середина XVI в.

Дерево, левкас, темпера.
96 × 77.8 см

Собрание В. А. Бондаренко, Москва, Россия

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

20. СПАС В СИЛАХ

Середина XVI века
Костромские земли
96,0 × 77,8 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание В. А. Бондаренко]

Происхождение: Вывезены из Ярославля в 2003 году.

Сохранность: Живопись сильно потерта. Значительные утраты красочного слоя и левкаса на полях, восстановленные во время реставрации. Следы от пуль в центре иконы, замастикованные и тонированные. Мелкие многочисленные выкрошки и утраты авторской живописи, особенно на изображениях символов Евангелистов.

Реставрация: Раскрыта В. М. Момотом в 2004 году, тонировки выполнены Д. Н. Суховерковым.

Иконография «Спаса в силах» в XVI веке стала преобладающей в центральных иконах среднерусских деисусных чинов. Особенности данного образа заключаются в использовании почти квадратного формата доски, в ковчег которой тесно вписана композиция, в изображении однослойной «славы» с большими образами херувимов, необычно выпрямленного престола, в отсутствии небесных «престолов» — «колес» у подножия трона, в типе одеяний Христа, которые отличаются цветом — зеленым хитоном и желтым гиматием. Текст на открытом Евангелии: «не на лица зрити судити...» заимствован из Ин. 7 : 24. Символом евангелиста Иоанна назван лев, а не орел.

Необычен колорит иконы: использован не красный, а оранжевый цвет ромба и прямоугольника, тускло зеленый, а не синий или интенсивно-зеленый цвета «славы». Резкие белильные пробела активно выделяются на неярких по живописи одеждах Христа, контрастно сочетающих темно-зеленые и оранжевые краски. Личное письмо отличается использованием темного санкиря и желто-коричневой карнации, сохраняющим традиции среднерусского искусства второй четверти XVI века. Это позволяет предполагать, что икона создана в одном из городов Центральной России, возможно, в Поволжье. Необычно сдержанный колорит в сочетании с монументальным и строгим характером личного письма напоминает некоторые костромские иконы зрелого XVI столетия.

И. А. Шалина


Литература