Наверх (Ctrl ↑)

Тихвинская икона Богоматери

Тихвинская икона Богоматери
Изображения с более высоким разрешением:

Аарон

1711 г.

Дерево, левкас, темпера.
89 × 66 см

Собрание В. А. Бондаренко, Москва, Россия

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

24. Монах Аарон
БОГОМАТЕРЬ ТИХВИНСКАЯ

1711 год
Иконописная мастерская Большого Тихвинского монастыря
89,0 × 66,0 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание В. А. Бондаренко]

Происхождение: Неизвестно. Приобретена в Москве в 2002 году.

Сохранность: Гвоздевые отверстия от крепления утраченной ризы по контурам фигуры Младенца и на нимбах. Тонированные утраты левкаса по трещинам основы. Потертость золота на двойнике, почернение серебра основы двойника.

Реставрация: Раскрыта до поступления в коллекцию. Реставрация завершена О. Б. Воробьевой и М. Г. Степановым в 2002 году.

Надписи на нижнем поле белилами:

слева в три строки — Написанъ си образ мѣрою и подоб[ием] // против чюдотворнагѡ образа Пр(есвя)тыѧ Б(огоро)д(и)цы // Иже на Тихфинѣ.

Справа в три строки стихотворный текст (вирши) и авторская подпись с датой — Бл(а)жена д(е)ва М(а)ра и м(а)ти Хранить христанъ в своей бл(а)г(о)дати. на твой пресс(вя)тый образ взираѧ, Ѩкѡисти(н)ную // самуютѧ зрю Б(огоро)д(и)цу вѣрою сер(де)чною и любовю ѿ души припадаѧ покланѧюсѧ, спредвѣчнымъ наруку твоею // держимым(ъ) мл(а)д(е)нцемъ г(оспо)демъ нашимъ Іи(су)с(ом) Хр(ис)томъ Б(ла)голѣпно почитаѧ. 7219, писалъ монахъ Ааронъ.

Списки чудотворной иконы Богоматери Тихвинской широко распространяются с начала XVI столетия. Большое число точных копий создавалось в мастерской Тихвинского монастыря. К их числу относится публикуемый образ, выполненный монахом Аароном. Мастер Аарон (в миру Алексей, упом. 1698–1711) — уроженец Тихвина, отец известного новгородского иконописца первой трети XVIII века попа Георгия. Согласно документам, Аарон вместе с сыном и другими мастерами в 1698–1699 годах писал иконы для новопостроенной церкви Александро-Свирского монастыря17. В 1709 году он украсил росписью архимандричьи кельи в Тихвинском монастыре18. Его подписных произведений помимо публикуемой иконы не выявлено.

17 В настоящее время эти иконы хранятся в ГРМ.

18 Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2003. С. 25.

Живопись иконы выполнена в традициях иконописной мастерской Оружейной палаты конца XVII века, но манера письма отличается упрощенностью, более плоскостной трактовкой личного, преобладанием контура и линеарной передачей одежд, что было свойственно провинциальному иконописанию первых десятилетий XVIII века. Важной отличительной чертой данной иконы является включение стихотворного текста, прославляющего Богородицу. Стихотворные вирши начинают встречаться на русских иконах с последней четверти XVII столетиях в произведениях мастеров Оружейной палаты, получая более широкое распространение в XVIII веке в памятниках провинциального круга.

Публикации:

Н. В. Герасименко


Литература