Наверх (Ctrl ↑)

Воскресение Христово — Сошествие во ад, с праздниками и сценами Страстей

Воскресение Христово — Сошествие во ад, с праздниками и сценами Страстей
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Центральная Россия

Последняя четверть XVIII в.

Дерево, левкас, темпера.
49.8 × 42.1 см

Собрание В. А. Бондаренко, Москва, Россия

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

28. ВОСКРЕСЕНИЕ — СОШЕСТВИЕ ВО АД, С ПРАЗДНИКАМИ И СТРАСТЯМИ

Центральная Россия
Последняя четверть XVIII века
49,8 × 42,1 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание В. А. Бондаренко]

Происхождение: Приобретена в антикварном магазине в Москве в 2003 году.

Сохранность: Потертости красочного слоя и золота, особенно заметные на полях. Частично сохранился матированный, а на полях подцвеченный лак на золоте. Многочисленные мелкие тонированные утраты красочного слоя и золота в поле ковчега. Фоны в картушах на полях под записью, с возобновлением надписей. Частично возобновлен черневой рисунок ликов.

Реставрация: Сведения отсутствуют.

Клейма:

  1. Рождество Богородицы
  2. Введение во храм
  3. Благовещение
  4. Рождество Христово
  5. Сретение
  6. Богоявление
  7. Воскрешение Лазаря
  8. Вход Господень в Иерусалим
  9. Преображение
  10. Сошествие Святого Духа
  11. Успение
  12. Воздвижение Креста
  13. Покров
  14. Собор архангела Михаила
  15. Огненное восхождение пророка Илии
  16. Предательство Иуды
  17. Тайная вечеря
  18. Омовение ног
  19. Моление о чаше
  20. Поцелуй Иуды
  21. Приведение к Каиафе
  22. Отречение Петра
  23. Взятие под стражу
  24. Приведение к царю Ироду
  25. Приведение к Пилату
  26. Умовение рук
  27. Бичевание
  28. Коронование тернием
  29. Христос пред народом («Се человек»)
  30. Распятие
  31. Раскаяние Иуды

В центре иконы изображено Воскресение Христово, представленное как Сошествие во ад и Восстание от гроба. Над ним, как продолжение композиции, — Вознесение. По периметру средника расположены 15 клейм с праздниками. Между клеймами праздников и средником 16 клейм страстного цикла. Для изображения каждой части сложной насыщенной композиции иконы автор избирает наиболее развернутый иконографический вариант, стремясь как можно точнее передать содержание литературных источников (канонических текстов Ветхого и Нового завета, Протоевангелия, апокрифов). В изображениях праздников иконописец следует иконографиям, сложившимся в русской иконописи в XV–XVII веках, а клейма страстного цикла представлены композициями, источниками которых послужили гравюры так называемых «Лицевых страстей», включающие в себя листы из различных западноевропейских изданий: Библий Пискатора (1650 и 1677) и Вейгеля (1680). Как правило, автор перерабатывает образец в соответствии со своими задачами и иконописной традицией.

Икону отличает уникальное композиционное решение, редкие иконографические детали в изображениях праздников и страстей. Часть из них выявляет близость иконы к старообрядческой среде.

В стиле иконы сочетаются различные тенденции. Прежде всего, иконописец ориентировался на произведения строгановских мастеров XVII века с их стремлением к композиционному усложнению иконографических схем. Цветовое решение напоминает колорит ярославских икон конца XVIII столетия. Обильная орнаментация полей заставляет вспомнить также об иконах из Павлова на Оке. Обилие золота на фонах и общая высветленность красочной палитры, создающие настроение праздничной приподнятости, не противоречат также отнесению иконы к палехскому иконописанию. Ближайшей иконографической и стилистической аналогией публикуемому памятнику может служить икона «Воскресение — Сошествие во ад, с праздниками, страстями и годовой минеей» первой четверти XIX века (ГРМ)22.

22 Воспр.: Icona e Pietá Popolare. Icona del XVIII–XIX secolo. Milano, 2001. P. 125.

О. С. Никольская


Литература