Школа или худ. центр: Палех
Начало XIX в.
Собрание
См. в «Галерее»:
30. МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ, СО СЦЕНАМИ ЖИТИЯ
Начало XIX века
Палех
31,5 × 26,5 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание В. А. Бондаренко]
Происхождение: Вывезена из Рыбинска. Приобретена в Москве в 2003 году.
Сохранность: Небольшие потертости и мелкие утраты красочного слоя. Потертость золота фона. Тонировки по утратам.
Реставрация: Реставрирована С. Н. Воробьевым в 2003 году.
Отдельные изображения Марии Египетской, включающие житийные сцены, встречаются достаточно редко и связаны с особым заказом23. В композиции отсутствует традиционное фронтальное изображение святой, которая представлена здесь лишь в сценах своего жития, сопровождаемых поясняющими надписями. Изображены только те сюжеты, которые связаны с пребыванием святой в пустыне. Слева вверху — прп. Зосима видит молящуюся Марию, поднявшуюся подобно святым над землей. Ниже — сцена, когда Зосима видит нагую Марию, которая хочет от него скрыться (в надписи говорится о том, что она перешла Иордан и жила в пустыне 46 лет). Еще ниже — Зосима отдает святой свою ризу. В центре внизу — Мария принимает последнее причастие от Зосимы. Внизу на переднем плане представлена несколько выделенная масштабно сцена кончины Марии: справа Зосима видит ее бездыханное тело, слева лев роет яму для погребения святой. Вверху в облаках Христос, восседающий на херувимах, принимает от ангела душу усопшей. Справа вверху представлен град Иерусалим с рекой Иордан, по которой на лодке плавает рыбак с острогой в руке.
23 См., например, иконы «Мария Египетская, с житием» рубежа XVII–XVIII веков (ГТГ. Воспр.: Святая земля в русском искусстве: Каталог выставки. М., 2001. С. 85. Кат. 32) и 1804 года работы невьянского мастера И. В. Богатырева (ГМИР, инв. Б-7355-IV. Воспр.: Уральская икона: Живописная, резная и литая икона XVIII — начала XX в. Екатеринбург, 1998. Кат. 74. Ил. c. 44).
Насыщение композиции житийными сценами, расположенными свободно в тщательно выписанном в мельчайших деталях пейзаже, сглаженность масштабных соотношений главных и дополнительных сцен характерны для иконописи Палеха начала XIX века24. Стилистические особенности миниатюрного письма также свидетельствуют в пользу отнесения публикуемой иконы к произведениям палехских иконописцев этого времени.
24 См., например, палехскую икону начала XIX века «Иоанн Предтеча Ангел пустыни, со сценами жития» из собрании П. Д. Корина (Воспр.: Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1966. Ил. 136).
Н. И. Комашко