Наверх (Ctrl ↑)

Иоанн Предтеча и преподобная Олимпиада

Иоанн Предтеча и преподобная Олимпиада
Изображения с более высоким разрешением:

Дикарев Михаил Иванович
Школа или худ. центр: Москва

Конец XIX в.

Дерево, левкас, темпера.
31.2 × 26.7 см

Собрание В. А. Бондаренко, Москва, Россия

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

32. М. И. Дикарев
ИОАНН ПРЕДТЕЧА И ПРЕПОДОБНАЯ ОЛИМПИАДА

Конец XIX века
Москва
31,2 × 26,7 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание В. А. Бондаренко]

Происхождение: Приобретена в Москве в 2003 году.

Сохранность: Тонированная царапина на верхнем поле справа от изображения Христа. Тонировка современным золотом на левой стороне нимба Предтечи и на конце параманта Олимпиады. Частичное восстановление опуши и обводок по лузге. Тонировки мелких утрат.

Реставрация: Реставрирована О. Б. Воробьевой и М. Г. Степановым в 2003 году.

На обороте между шпонками овальный чернильный штамп с текстом: Иконописецъ // Мих[аилъ] // Ивановичъ // Дикар[е]въ // въ Москве.

Икона, очевидно, изображает святых покровителей супружеской пары. Святые представлены в молении Спасу Вседержителю на фоне холмистого пейзажа с водой. Вдалеке изображен город с храмовыми постройками. По живописи икона очень близка к образам из грандиозного цикла с. 204
с. 205
¦
годовой минеи конца XIX — начала XX века, выполненного М. И. Дикаревым для церкви Введения во храм в Мраморном дворце в Санкт-Петербурге и хранящегося в ГЭ и ГМИР26. Совпадает изображение неба с переходом цвета от темного к светлому, пейзажа с фантастической архитектурой, золотопробельных одеяний святых, цвет полей и опуши, обрамление средника золотой полоской с темными обводками, надписи с золотой обводкой, а также размер и форма досок. Личное письмо выполнено чрезвычайно тонко с большим мастерством. Особенностью данной иконы является монохромное изображение Христа, с небольшим добавлением охры в личном, которое не имеет аналогий в иконах годовой минеи.

26 См.:

  • 1000-летие русской художественной культуры: Каталог выставки. М., 1988. С. 369–370;
  • Побединская А. Г., Уханова И. Н. Произведения мстерских художников М. И. Дикарева и О. С. Чирикова в собрании Государственного Эрмитажа // Культура и искусство России XIX века: Новые материалы и исследования. Л., 1985. С. 150–167.

Дикарев Михаил Иванович (конец XIX — начало XX века) — иконописец из села Мстёра Владимирской губернии. Член Общества Духовного просвещения. Владелец иконописной мастерской в Москве. Поставщик Двора Его Императорского Высочества великого князя Сергея Александровича. В мастерской Дикарева работали лучшие иконописцы, иконы писались исключительно по заказам. Его работы экспонировались на выставках в России и за рубежом. В 1912–1913 годах выполнил иконы святых, соименных царской семье для Федоровского собора Царского Села. Много работал как реставратор. В 1882 году реставрировал иконы Преображенского монастыря в Переславле Залесском по рекомендации Общества любителей Духовного просвещения. В 1902 году реставрировал иконы в Ярославле, в 1912 году — в Костроме27.

27 См. о нем:

  • Тарасов О. Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. М., 1996;
  • Коробко О. А., Ченская Г. А. О некоторых подписных иконах в собрании ГМИР // Проблемы формирования и изучения музейных коллекций Государственного музея истории религии. Л., 1990. С. 39–40.

Н. Л. Кропивницкая


Литература