Наверх (Ctrl ↑)

Преподобный Макарий Желтоводский

Преподобный Макарий Желтоводский
Изображения с более высоким разрешением:

Дикарев Михаил Иванович и сын
Школа или худ. центр: Москва

Начало XX в.

Дерево, левкас, темпера.
35.6 × 30.5 см

Собрание В. А. Бондаренко, Москва, Россия

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

33. М. И. Дикарев и сын
ПРЕПОДОБНЫЙ МАКАРИЙ ЖЕЛТОВОДСКИЙ

Начало XX века
Москва
35,6 × 30,5 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание В. А. Бондаренко]

Происхождение: Приобретена в Москве в 2003 году

Сохранность: Небольшая потертость золота на нимбе. Механические повреждения. Тонировки на фоне и полях.

Реставрация: Реставрирована до поступления в коллекцию.

На обороте над нижней шпонкой овальный черный штамп с текстом: «Художественно-иконописная мастерская // М. И. Дикаревъ и Сынъ // въ Москве».

Преподобный Макарий (25 июля / 7 августа) основатель двух Троицких монастырей — Желтоводского на Желтом озере и Унженского на берегу реки Унжи. Церковное празднование святому установлено при патриархе Филарете в 1619 году. Оба монастыря были отстроены в камне в XVII веке после паломничества Михаила Федоровича Романова к мощам преподобного Макария в Троицкий Унженский монастырь. С середины XVII столетия Макарий изображается на фоне одного из основанных им монастырей со святой Троицей в левом верхнем углу. На публикуемой иконе представлен Троицкий Желтоводский монастырь, который показан не панорамно: видна только одна часть монастырской стены с круглой башней без Святых ворот с надвратной церковью Архангела Михаила, большой Троицкий собор справа и Успенская церковь с шатровой колокольней слева.

Стиль иконы характерен для начала XX века и ориентирован на иконописную традицию XVII столетия, что выражается, прежде всего, в композиции и колористическом решении памятника. Обращение к древним образцам традиционно для иконописцев из Мстёры и является одним из ведущих иконописных направлений этого времени.

О сыне М. И. Дикарева сведений не имеется.

Н. Л. Кропивницкая


Литература