Наверх (Ctrl ↑)

Евтропьевская икона Богоматери

Евтропьевская икона Богоматери
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Москва

Середина XVIII в.

Дерево, левкас, смешанная техника.
69.5 × 63 см

Собрание В. М. Момота, Россия

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

37. БОГОМАТЕРЬ ЕВТРОПЬЕВСКАЯ

Середина XVIII века
Москва
69,5 × 63,0 см
Дерево, левкас, смешанная техника
[Собрание В. М. Момота]

Происхождение: Вывезена из Нижнего Новгорода.

Сохранность: Грунтовые тонированные вставки по краям, на полях, в местах крепления утраченных венцов. Мелкие чинки с рисованным кракелюром на волосах и левой ручке Младенца, на чепце и волосах Богоматери. Мелкие тонированные утраты. Потертость верхних слоев масляной краски и золота нимбов. Контурный рисунок местами усилен.

Реставрация: Реставрирована владельцем в 2002 году.

Иконографический тип идентифицируется как «Богоматерь Евтропьевская» на основании гравюры Григория Тепчегорского около 1714 года, вклеенной в рукописный сборник Семена Моховикова «Солнце Пресветлое» 1715–1716 годов32. Образцом для Тепчегорского послужила гравюра итальянского художника Федерико Бароччи33, неоднократно репродуцировавшаяся также нидерландскими граверами, в частности, братьями Вириксами34. Икона, как и гравюра Тепчегорского, отличается от западного протографа зеркальным переводом, отчего Младенец на ней благословляет левой рукой.

32 Научная библиотека МГУ, № 10536-22-71. Л. 38 об.

33 The Illustrated Bartsch. V. 34. New York, 1982. P. 10.

34 Mauquoy-Hendrickx M. Les estamps des Wierix. Prèmier partie. Bruxelles, 1978. № 760.

Известно еще две иконы подобной иконографии, отличающиеся незначительными деталями35. Особенность публикуемого памятника — стилизованное изображение кораллового ожерелья на шее Младенца в виде красного бантика36.

35 Обе датируются 1720–1730-ми годами, происходят из Переславля-Залесского и из-под г. Борисоглеба (Ярославская обл.). Хранятся в собрании ГТГ (Др 2344 и Др 1078).

36 Коралл в западноевропейской традиции считался оберегом от сглаза, его веточку часто изображали на шейке Младенца Христа.

На полях представлены дополнительные святые, подбор которых связан с заказчиком иконы. Слева — прп. Максим Исповедник, Василий Блаженный, пмц. Евдокия; справа — Алексей Человек Божий, мц. Мария Магдалина, прп. Ксения Римлянка.

Изображения Богоматери с Младенцем и святых на полях выполнены в разных манерах и техниках, но лежат в одном живописном слое. Сочетание в одном памятнике масляной и темперной техники, европеизированной живописной и традиционной манер письма делает памятник особенно интересным.

Стиль и особенности трактовки западноевропейской по своему происхождению иконографии позволяют предположить, что икона была написана московским мастером.

Н. И. Комашко


Литература