Наверх (Ctrl ↑)

Святые князья Владимир, Борис и Глеб

Святые князья Владимир, Борис и Глеб
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Школа или худ. центр: Москва (Ростовская традиция?); Ростов (Вологодские земли?)

Конец XV в.

Дерево, левкас, темпера.
84 × 71.5 см

Собрание А. Д. Липницкого, Россия

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

49. СВЯТЫЕ КНЯЗЬЯ ВЛАДИМИР, БОРИС И ГЛЕБ

Конец XV — начало XVI века
Москва (Ростовская традиция ?)
84,0 × 71,5 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание А. Д. Липницкого]

Происхождение: Вывезена из г. Пестово Новгородской области. До 2000 года находилась в частной коллекции в Череповце.

Сохранность: Сильная потертость авторской живописи, особенно на ликах, руках, одеждах, поземе, орнаментах. Первоначальный золотой фон и киноварные надписи утрачены. Многочисленные мелкие и более крупные тонированные утраты живописи до грунта. Остатки поздних записей.

Реставрация: В конце XIX — начале XX века икона прошла антикварную реставрацию, выполненную, по-видимому, палехскими мастерами49, во время которой был счищен первоначальный золотой фон и заменен на лимонно-желтый, нанесенный аурипигментом, исполнены новые надписи. Живопись была местами спемзована и вновь прописана, особенно в нижней части средника, причем, на коричневой орнаментальной кайме одежд и на личном письме имитирован грунтовой кракелюр. При последней реставрации, выполненной Ю. А. Рузавиным в 2001–2003 годах, была полностью раскрыта сохранившаяся авторская живопись, в местах утрат оставлена поздняя запись.

49 Видимо, тогда же на икону был сделан драгоценный оклад с серебряными венцами, заказанными в фирме П. А. Овчинникова, сохранявшийся на ней вплоть до приобретения памятника А. Д. Липницким.

Иконография братьев князей Бориса и Глеба, представленных вместе с их отцом, князем Владимиром, восходит к таблетке из серии иконок-святцев конца XV века, принадлежавшей новгородскому Софийскому собору (собр. П. Д. Корина). Повторяя ее, публикуемая икона, однако, не следует ей точно. Следуя таким особенностям таблетки, как поднятый меч в руках Глеба и высоко вознесенный в согнутой руке крест, мастер публикуемого памятника существенно изменяет детали: князь поддерживает меч рукой за рукоять, изменено положение атрибутов в руках Бориса, уменьшена форма крестов.

Соединение в иконографии темы братьев — мучеников, воинов и князей, изображенных вместе с «коронованным» равноапостольным князем Владимиром, свидетельствует о создании иконы в эпоху почитания их как русских княжеских святых, подтверждающих своей святостью богоизбранность власти московских великих князей. Эти представления стали наиболее актуальными в Московской Руси в конце XV века с появлением идеи Москва — Третий Рим.

Атрибуция памятника затруднена состоянием сохранности авторской живописи, во многом искаженной антикварной реставрацией. Стилистические особенности наиболее сохранных частей позволяют предполагать его московское происхождение. Квадратные пропорции хорошо обработанной древней доски, тонкие вытянутые фигуры с маленькими головами, изящными руками, мягко вылепленная пластика личного письма, каллиграфическая тонкость рисунка и изощренного орнамента говорят о столичном происхождении иконы. Сочетания неяркой киновари, синих лазуритов, зеленой земли и коричневых пигментов, богатого орнаментального убранства одежд «жемчугами» и многоцветными, «объемными» камнями, превращающими поверхность иконы в драгоценность, не противоречат такому предположению.

И. А. Шалина


Детали


A Святые князья Владимир и Глеб

Литература