- клейма (0 из 16)
Школа или худ. центр: Ростово-Суздальская школа; Ростов
XV в.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 28747
Из церкви Введения в Ростове Великом.
См. в «Галерее»:
Ниже цитируются:Конец XIV века. Ростово-суздальская школа.
На среднике, обрамленном шестнадцатью клеймами жития, благословляющий Никола изображен по пояс с закрытым Евангелием. Пропорции удлиненные, рисунок тонкий. Фелонь Николы красновато-коричневая с голубыми пробелами. Омофор белый с черными крестами. Вохрение зеленоватой охрой по коричневому санкирю, разбеленной на освещенных местах, движки в виде тонких мазков. Нимб белый, фон средника — бледно-зеленый. Средник окаймлен белой полосой, заполненной буквообразным орнаментом1.
1 Возможно, что этот орнамент является до сих пор непрочитанной криптограммой, исполненной знаками зырянской азбуки.
Порядок клейм:
2 На уцелевших остатках живописи ясно видна небольшая фигурка с покрытой мафорием головой, что означает изображение не юноши, а девицы.
Клейма разделены коричневыми полосами. Краски жидкие, светлые (розовая, голубая, бледно-зеленая, желтая). На полях лица высветлены пятнами. Фоны белые, надписи черные. На нижнем поле и по трещинам вставки левкаса с живописью XVIII века.
Доска составлена из трех частей: средняя сосновая, а боковые — липовые. Шпонки торцовые, набитые коваными гвоздями. Паволока, левкас, яичная темпера. 122 × 80.
Происходит из церкви Введения в Ростове Великом.
Раскрыта И. А. Барановым в 1936 году.
Поступила из Ростовского музея в 1936 году. [28747]
XV век. 122×80. Третьяковская галерея, Москва [28747].
Из церкви Введения в Ростове Великом. Сохранность относительно хорошая. Частичные утраты первоначальной живописи и потертости верхнего красочного слоя. Вставки нового левкаса вдоль двух вертикальных трещин и в нижней части доски. Фон средника бледно-зеленый, нимб белый, фоны клейм белые. Средник окаймлен буквообразным орнаментом, который В. И. Антонова склонна рассматривать как еще не расшифрованную криптограмму, исполненную знаками зырянской азбуки. Изящные вытянутые пропорции полуфигуры Николы с тонким лицом контрастируют с примитивными, приземистыми фигурами клейм.