- клейма (5 из 14)
- дополнительные изображения (1)
Конец XIV в.
Нижегородский государственный художественный музей (НГХМ), Россия
Инв. 3
См. в «Галерее»:
Ниже цитируются:
Конец XIV века. 135×83. Художественный музей, Горький [3].
Из собрания Г. М. Прянишникова в Городце на Волге, куда попала из старообрядческой Ильинской церкви этого города. По данным Ю. А. Олсуфьева, икона находилась в нижегородском Крестовоздвиженском монастыре, основанном в XIV веке. Сохранность в отдельных клеймах довольно хорошая. Много утрат в нижней части доски. Вертикальные трещины заправлены новым левкасом. Одна из самых ранних русских житийных икон Ильи. В клеймах изображены: 1. Рождество Ильи и видение его отца Сиваха; 2. Илью отдают в обучение; 3. Обличение язычников; 4. Илья в пустыне; 5. Беседа Ильи с Богом; 6. Жертвоприношение языческих жрецов; 7. Жертвоприношение Ильи; 8. Илья призывает жрецов покаяться; 9. Явление ангела спящему Илье; 10. Воскрешение сына вдовицы; 11. Переход Ильи и Елисея через Иордан. В 13, 14 и 15 клеймах, возможно, были представлены: Илья обличает царя Ахава, Тело убитого Ахава перевозят в колеснице и Илья карает воинов царя. В среднике дано необычное сочетание Богоматери Знамение с двумя ангелами и Огненного восхождения Ильи. Небесная колесница запряжена четырьмя крылатыми конями, стоящий в ней Илья передает свою милость Елисею. Икона написана необычайно смело и энергично, не находя себе сколько-нибудь близких стилистических аналогий в иконописи XIV века. Ее размашистая манера письма и выразительные «сплошные» очерки фигур невольно заставляют вспомнить о фресках Феофана Грека, который работал в 80-х годах в Нижнем Новгороде. Лица написаны по темному санкирю решительной кистью, глаза обозначены яркими белыми точками. Местный художник очень своеобразно воспринял искусство Феофана Грека, переложив его на язык более примитивных форм, но сохранив в то же время его экспрессивность.
XV век. Средняя Русь
134,5 × 83 см. Дерево, темпера
Нижегородский музей, инв. № 3
Происхождение неизвестно, находилась в собрании Г. М. Прянишникова в г. Городце Нижегородской обл.
Пророк Илия — один из ветхозаветных пророков, живший во времена израильских царей Ахава и Охозии (IX в. до н. э.); учитель пророка Елисея, которому передал свой дар пророчества. Судя по прозвищу «Фесвитянин», был уроженцем города Фисва в Галилее. Пользовался огромным почитанием в Древней Руси, поскольку, основываясь на библейских текстах, народное сознание приписывало ему власть над природными стихиями: по слову пророка Илии, обличавшего нечестивого царя Ахава, на земле наступила трехлетняя засуха. В конце своей жизни пророк Илия был взят на небо во плоти, вознесшись на огненной колеснице, и этот эпизод традиционно рассматривался как прообраз будущего Воскресения Христова и Вознесения Богоматери, как символическое выражение преемственности Ветхого и Нового Завета.
О деяниях пророка Илии повествуется в ветхозаветных Третьей и Четвертой Книгах Царств, а также в некоторых апокрифических текстах. Его иконография, сложившаяся в Византии, основывалась на иллюстрировании разных эпизодов его жизни. На Руси уже в домонгольское время она отличалась заметным многообразием. Русские житийные образы пророка Илии известны очень рано — со второй половины XIII века. В средниках таких образов он обычно изображался в момент своего пребывания в пустыне во время засухи. Очень часто эта композиция дополнялась сценой Огненного восхождения на небеса, а также некоторыми другими эпизодами его Жития.
Клейма: