Наверх (Ctrl ↑)

Царские врата

Иоанн Златоуст и Василий Великий

Царские врата
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Школа или худ. центр: Тверь

Вторая половина XIV в.

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 12002 (левая створка) и 29560 (правая створка)

Размеры створок 111.5х36 см и 111.5х35 см.

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Антонова, Мнева 1963 

 
с. 233
¦
199. Царские врата.

Конец XIV века. Тверская школа.

Изображены: на левой створке — Иоанн Златоуст, на правой — Василий Великий1. Верхняя часть врат не сохранилась. Фигуры святителей представлены в рост, повернутыми в три четверти к центру, с развернутыми свитками в руках. У Иоанна Златоуста голова с высоким, преувеличенно выпуклым лбом. Вохрение жидкими белилами по оливковому санкирю. Движки в виде тонких длинных линий почти сплошь покрывают лицо и руки. Одежды блеклых цветов: фелонь серо-сиреневая, омофор белый с коричневыми крестами, подризник зеленый, епитрахиль и набедренник оливкового тона, украшенные розоватыми и серыми камнями и жемчугом. Многочисленные широкие линии пробелов носят орнаментальный характер. Надпись на свитке с евхаристическим текстом — черная; с. 233
с. 234
¦
на фоне — красная. В них усматриваются югославянские элементы. Фон желтый с черной обводкой. У Василия Великого лоб высокий, преувеличенно выпуклый. Вохрение жидкими белилами по коричневому санкирю. Движки в виде тонких длинных линий, почти сплошь покрывают лицо и руки. Одежды с многочисленными орнаментального характера пробелами. Краски одежд блеклые: фелонь светло-коричневая (с сиреневым оттенком), омофор белый, с черными крестами, подризник синий, епитрахиль и палица — светло-коричневые, с синими и желтыми камнями и жемчужинами. Надпись на свитке с евхаристическим текстом — черная; на фоне: красная. Усматриваются югославянские элементы. Фон желтый с темно-желтой рамкой.

1 Правая створка с изображением Василия Кесарийского, возможно, была написана другим художником. Она отличается от левой начертанием букв в надписях («Экспертиза палеографии надписей проф. Н. М. Каринского, выполненная для ГТГ в 1931 г.» — «Архив отдела древнерусского искусства ГТГ»). Санкири на лицах разные: у Иоанна зеленый, у Василия — коричневый.

Левая створка: доска сосновая, без ковчега, с одной врезной шпонкой. На верхнем торце следы спилки. Паволока, левкас, яичная темпера. 112 × 35.

Собр. И. С. Остроухова.

Поступила из Музея иконописи и живописи им. И. С. Остроухова в 1929 году. [12002]

Правая створка: доска сосновая, без ковчега, вверху опиленная. Шпонка одна, врезная (утрачена), внизу выпилен кусок доски, левкас на месте утраченного валика отсутствует. Паволока, левкас, яичная темпера 112 × 35.

Находилась в Тверском Историко-археологическом музее.

Раскрыта в Комиссии около 1920 года.

Поступила из ГРМ в 1932 году. [29560] с. 234
 
¦


 Лазарев 2000/1 

  
 с. 503 
¦
142. Царские врата с изображениями Иоанна Златоуста и Василия Великого

Вторая половина XIV века. 111,5×36; 111,5×35. Третьяковская галерея, Москва [12002 и 29560].

Левая створка поступила из собрания И. С. Остроухова, правая створка — из Тверского историко-археологического музея. Сохранность хорошая. Утраты живописи в нижней части досок (на правой створке выпилен кусок доски). Верхняя часть врат не сохранилась. Фон желтый с черной обводкой. Профессор Н. М. Каринский усматривал в надписях южнославянские элементы. Царские врата, которые палеографы склонны датировать самым концом XIV века, ясно показывают, насколько сильно Тверь отставала в своем художественном развитии от Москвы.  с. 503 
  
¦

Детали


A Василий Великий

Литература