Наверх (Ctrl ↑)

Дмитрий Солунский

Дмитрий Солунский
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Киев

Ок. 1112 г.

223 × 132.5 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 25532

Мозаика собора Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Антонова, Мнева 1963 

 
с. 49
¦
2. Дмитрий Солунский.

Около 1113 года1. Киев.

1М. К. Каргером неоднократно высказывались соображения о том, что Михайловский собор, стоявший до 1930-х гг. на территории древнего Дмитровского монастыря в Киеве, в действительности представлял собой первую церковь этого монастыря — cобор Дмитрия, построенный князем Изяславом-Дмитрием около 1060–1062 гг. (см. М. К. Каргер, Древний Киев, т. II, М.–Л., 1961, стр. 261–282).

Мозаики Киевской Софии были закончены к 1046 г. (см. В. Н. Лазарев, Мозаики Софии Киевской, М., 1960, стр. 57). Считая фрагменты мозаичного убранства собора Михайловского Златоверхого (Дмитровского) монастыря частями интерьера собора Дмитрия 1060–1062 гг., необходимо допустить, что исполнение этого убранства отделено от софийских мозаик всего лишь 16 годами. За этот короткий срок стиль древней живописи Киева не мог измениться так, как это обнаруживают михайловские мозаики. Поэтому представляется правильнее, вслед за Ю. С. Асеевым (см. его статью «Новые данные о соборе Дмитриевского монастыря в Киеве», «Советская археология», 1961, № 3, стр. 291–296), считать сохранившиеся до нашего времени мозаики Михайловского Златоверхого (в древности Дмитровского) монастыря, относящимися к той его церкви, которая была выстроена около 1108–1113 гг. князем Святополком, сыном князя Изяслава-Дмитрия, основателя самого монастыря. Таким образом, рассматриваемая мозаика с изображением Дмитрия Солунского отделена от мозаичного убранства Киевской Софии 69 годами, чем и объясняется иной ее стиль, более изысканный и утонченный, знаменующий собой зрелую эпоху киевской школы живописи. Существенно стилистическое сходство образа Дмитрия Солунского на мозаике с киевской иконой Великой Панагии, относимой мною ко времени около 1114 г.

Воин Дмитрий представлен в рост. Левой рукой он опирается на серо-белый щит, в правой руке держит копье с белым острием. У пояса за спиной — меч в ножнах. Лицо и руки выложены из зеленоватых, розоватых и коричневатых матовых цветных камней, что создает впечатление светлой карнации (белого вохрения). Одежды, обильно украшенные золотом и драгоценными камнями, исполнены золотой, голубовато-зеленой, розоватой и синей смальтой, передающей блеск золотой брони, глубокий тон зеленого плаща, золотой узор синей ткани штанов и розовую рубаху с коричневыми тенями. Перевязь на груди белая с голубыми контурными линиями. Обувь (кампагии) серая с белым, украшенная желтыми полосами. Фон золотой, позем двухцветный, из зеленой и желтой полос. Композиция обложена по краям рядом белых камней в виде рамки.

Известковый грунт, смальта, кирпич, цветной камень, мрамор. Мозаика. 222 × 129.

Находилась на южной грани северо-восточного столба, под восточной аркой главного нефа церкви Михаила (около 1108–1113 гг.) Михайловского Златоверхого (Дмитровского) монастыря в Киеве на уровне полатей или хоров2. В 1936 году мозаика снята со столба проф. В. А. Фроловым, наложена на цемент и перенесена в Гос. Киевский музей русского искусства.

2Мозаика Дмитрия Солунского являлась, быть может, изображением патрона основателя Дмитровского монастыря, князя Изяслава-Дмитрия Ярославича (1024–1078), отца князя Святополка, соорудившего здесь в 1108–1113 гг. церковь Михаила. Этим объясняется положение мозаики относительно хоров — местопребывания сына основателя монастыря и его семьи в Михайловской церкви.

Поступила в 1938 году из Гос. Киевского музея русского искусства. [25532] с. 49
 
¦

 ГТГ 1995 

 
с. 40
¦
2. ДМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ
1108–1113
Киев
Мозаика. Известковый грунт, смальта, кирпич, камень
223 × 132,5 (в раме); 214,5 × 122 (в свету)
Инв. 25532

Дмитрий изображен фронтально, в рост. Правой рукой придерживает копье, левой — опирается на щит, за спиной у пояса — меч в ножнах. Одет в розовую рубаху с золотой каймой, золотые доспехи, украшенные разноцветными пластинами на плечах и у пояса, в синие порты с золотым орнаментом. Поверх доспехов накинут длинный голубой плащ, завязанный узлом на правом плече и украшенный золотой полосой с темно-красным орнаментом (тавлием). На груди белая перевязь со светло-голубой контурной обводкой. Сапоги внизу светло-серые, вверху — желтые с красными тенями. Щит светло-серый с белым треугольником блика, пурпурными и черными линиями теней, в центре его — золотой квадрифолий с темно-красной обводкой, по краю — золотая полоса с темно-красным геометрическим орнаментом.

Лик набран из светлых кубиков естественных пород с матовой поверхностью, по контуру и в тенях — оливкового тона, на светах — цвета охр, розовые и белые. Контурные линии верхних век, носа, губ выложены темно-красной блестящей смальтой. Усы тонкие, борода короткая, раздвоенная. Волосы короткие, лежат симметричными чуть волнистыми прядями. Нимб выложен концентрическими рядами кубиков золотой смальты и обведен пурпурной полосой, фон — тонкими горизонтальными рядами золотой смальты с вкраплениями цветных и прозрачных кубиков. По контуру фигуры Дмитрия смальта фона положена в два или более ряда, повторяющих очертания изображения. Внизу у позема фон желтый. Позем низкий, зеленый. Рамка вокруг золотого фона выполнена из белого камня.

Надписи. По сторонам нимба греческая колончатая надпись, выложенная мелкими черными камнями: ОА[...] ДИМИТРÏОС (святой Димитрий).

Сохранность. Большие утраты в нижней части (на левой ноге выше колена, на обеих ногах ниже колен, на фоне и поземе в левом нижнем углу и в нижней части позема от ступеней и до правого угла), небольшая утрата в верхнем правом углу: отдельные выкрошки и утраты смальты.

Реставрация. В 1935 мозаика была снята со стены, укреплена на цементную основу и заключена в чугунную раму профессором В. А. Фроловым.

Происхождение. Из церкви Архангела Михаила (1108–1113) Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве1. Изображение Дмитрия Солунского находилось на южной лопатке крестчатого алтарного северо-восточного столба, напротив архидиакона Стефана, т. е. в том же ряду, что и «Евхаристия», на высоте 5,65 м от уровня пола. Рядом с фигурой Дмитрия, на северной стене вимы, были размещены четыре фронтальные фигуры апостолов2.

1 Здание собора было взорвано и разобрано в 1935–1936. Мозаики и фрески сняты со стен профессором В. А. Фроловым и П. И. Юкиным. Мозаики «Евхаристия» [см. «Преподание хлеба» и «Преподание вина» — прим. ред. сайта], «Архидиакон Стефан», фресковые фрагменты с изображениями архангела Гавриила и Богоматери из Благовещения, отдельные орнаментальные мотивы хранятся в Софийском соборе в Киеве, некоторые фрагменты находятся в ГЭ, ГРМ, ГИМ, Новгородском музее и четыре фрагмента в ГТГ (Кат. 1, 2–5).

2 Лазарев В. Н. Михайловские мозаики. М., 1966, с. 41, 71.

Поступление. В 1938 из Киевского музея3.

3 Мозаика была обменена на 11 картин — ОР ГТГ, ф. 8 II (1941), ед. хр. 4, л. 173–181.

Иконография. Св. Дмитрий почитался как патрон города Солуни (Фессалоник), Македонии и Иллирии. Согласно солунскому преданию, муж знатного рода, проконсул древних Фессалоник исповедовал христианскую веру, за что претерпел мученическую смерть 26 октября 306 г. при императоре Максимиане. В Солуни культ Дмитрия сложился в V в. Он прославлялся не только как мученик, но и как доблестный воин. В Византийской империи его культ получил широкое распространение в IX–XI вв. Согласно другим версиям жития, Дмитрий был славянин и происходил из Панонии или Фракии (Филарет 1882, с. 218, 219). Славянские народы особо почитали его как своего покровителя и военного защитника.

  • Филарет 1882 = Филарет, епископ Харьковский. Святые южных славян. Опыт описания жизни их. Изд. 2-е. СПб., 1882

О культе Дмитрия см.

В Киевской Руси культ Дмитрия Солунского утвердился при князе Изяславе-Дмитрии Ярославиче, который основал первый на Руси Дмитровский монастырь (после 1054).

На древнейших изображениях Дмитрий Солунский представлен как мученик в хитоне и плаще с тавлием. См.

  • Лазарев 1947–1948 (1986) = Лазарев В. Н. История византийской живописи. М.; Л., 1947–1948, т. 1–2. Переиздано: Лазарев 1986.
  • Greece. Byzantine mosaics 1959 = Greece. Byzantine mosaics / Preface André Grabar. Introduction Manalis Chatridkis. New York, 1959
  • 1977 Берлин = Byzantinische Kostbarkeiten aus Museen und Biblioteken der DDR. Spätantiken-Byzanz-Christlicher Osten. Aufstellung im Bode-Museum. Februar — bis April 1977 / Staatliche Museen zu Berlin. Berlin, 1977

Образ Дмитрия-воина в византийском искусстве получает распространение с Х–XI вв. Об иконографии Дмитрия Солунского см.

См. также изображения Дмитрия-воина в монументальной живописи:

Иконографической особенностью киевской мозаики является изображение усов и небольшой бородки, окаймляющей лицо, что встречается и на византийских иконах (например, иконы XII в. в ГЭ; см. 1975 Ленинград / 1977 Москва, т. 2, № 469, 471), и на иконах Дмитрия, возникших на русской почве (Кат. 1, 14). Мозаика Дмитрия Солунского, возможно, прославляла святого патрона князя Изяслава-Дмитрия Ярославича, основателя находившегося вблизи Дмитровского монастыря, отца Святополка — строителя церкви Архангела Михаила. Этим часто объясняется положение мозаики напротив хор, где стояла княжеская семья во время службы (Антонова, Мнева 1963, т. 1, № 2, примеч. 2, с. 50). В. Н. Лазарев принимает это объяснение, однако предостерегает от преувеличения патронального значения образа Дмитрия. Он указывает на то, что изображения святых воинов в росписях византийских церквей часто помещались либо в алтарной части, либо вблизи алтаря, например воины в мозаиках Чефалу (Лазарев 1966, с. 73, 74).

Атрибуция. Исполнение внутреннего убранства церкви Архангела Михаила с. 40
с. 42
¦
Михайловского Златоверхого монастыря определяется двумя датами: 1108 — временем закладки князем Святополком церкви Архангела Михаила (Повесть временных лет 1950, ч. 1, с. 187) — и 1113 — датой смерти Святополка. Сохранилось свидетельство о его погребении в церкви Архангела Михаила, из которого явствует, что она к тому времени была уже освящена (Повесть временных лет 1950, ч. 1, с. 196). В. И. Антонова называет 1113 год датой окончания мозаичных работ (Антонова, Мнева 1963, т. 1, № 2). В. Н. Лазарев считал наиболее вероятными годы 1111–1112 (Лазарев 1966, с. 25). М. К. Каргер неоднократно высказывал мнение о том, что Михайловский собор, стоявший в Киеве до 1935, в действительности представлял собой собор Дмитрия Дмитровского монастыря, построенный князем Изяславом-Дмитрием около 1060–1062 (Каргер 1961, с. 261–282). Однако принята точка зрения Ю. С. Асеева, доказавшего, что сохранившиеся мозаики украшали храм Архангела Михаила (Асеев 1961, с. 291–296; Антонова, Мнева 1963, т. 1, № 2, с. 50; Лазарев 1966, с. 25–28). Мозаики церкви Архангела Михаила, как убедительно доказал В. Н. Лазарев, представляют совместную работу приезжих константинопольских и местных киевских мастеров (см. Лазарев 1966, с. 9–37; Лазарев 1986, с. 93, 94, 225). По его мнению, изображение Дмитрия Солунского — одно из наиболее совершенных, и автором его был главный мастер среди мозаичистов, работавших в церкви Архангела Михаила (Лазарев 1966, с. 73).

Выставки.

Литература.


Литература