Наверх (Ctrl ↑)

Святитель Николай Чудотворец

Святитель Николай Чудотворец
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Киев

Ок. 1112 г.

Фреска, известковый грунт.
224 × 84 см (в раме)

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 22126

См. в «Галерее»:

 ГТГ 1995 

 
с. 43
¦
5. СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ
1108–1113
Киев
Фреска, известковый грунт
224 × 84 (в раме); 209 × 70 (в свету)
Инв. 22126

Святитель Николай изображен в рост, почти фронтально, с легким поворотом влево, правой рукой благословляет, в левой держит раскрытое Евангелие.

Одет в голубую ризу, белую фелонь и белый омофор с черными крестами. Из-под фелони видна светло-охряного цвета палица, украшенная красно-коричневым растительным орнаментом. Такой же орнамент и на конце омофора, следы сходного рисунка видны у ворота. Охряные поручи украшены голубым орнаментом и белой обнизью (сохранились ее следы). Обрез Евангелия написан светлой охрой, тени и обводка на обрезе красно-коричневые. Сверху книга обведена зеленой полосой и местами оттенена коричневым тоном. На раскрытых страницах, на сгибе тень с. 43
с. 44
¦
дана зеленоватой размывкой. Буквы были нанесены черной краской (они почти целиком утрачены, видны лишь следы букв и разлиновки страниц).

Основной прокладочный тон, по которому написано лицо, — светлая охра. Контурный рисунок, а также рисунок бровей и век — коричнево-красный. Морщины на лбу были нанесены светло-красным (остались следы этой разделки). На носу, скулах, лбу — следы белильных высветлений. Контурная опись рук — красная охра. Волосы написаны зеленым тоном с белильной разделкой. Нимб охряный, светлый, с белой контурной обводкой. Фон был синий, сохранилась рефтяная прокладка, остатки синего фона видны по контуру фигуры справа. Позем низкий, зеленого цвета.

Надписи. Не сохранились.

Сохранность. Утраты красочного слоя, на местах выпадов грунта — вставки, наиболее значительные: внизу, на ризе, заходящая на конец омофора и позем, и слева, на фоне, захватывающая правый локоть. На лике белильные высветления, подрумянка, красные описи и прорисовка почти не сохранились. Слои охр на изображении рук утрачены. Голубая разделка на одеждах и синий фон сохранились частично. Поверхность неровная, вверху проходит трещина с деформацией грунта, пересекающая фон, нимб и лоб.

Реставрация. В 1936 расчищена П. И. Юкиным. При снятии со стены храма укреплена с оборота на решетку из металлических полос, залитых цементом, и обрамлена в гладкую дубовую раму (см. Лазарев 1966, с. 35).

  • Лазарев 1966 = Лазарев В. Н. Михайловские мозаики. М., 1966

Происхождение. Из церкви Архангела Михаила (1108–1113) Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.

Поступление. В 1936 из Государственного Киевского музея русского искусства.

Иконография. Святитель Николай (на Руси звался Никола) — архиепископ города Миры, столицы и митрополии области Ликии в Малой Азии, великий чудотворец. Жил во второй половине III в. и первой половине IV в. Сведения о его жизни сообщают Андрей Критский, Мефодий — патриарх Константинопольский, Симеон Метафраст и др. Святитель Николай участвовал в Первом Вселенском Соборе в городе Никее в 325 и ревностно защищал православную веру от ереси Ария. Неоднократно подвергался гонению за служение христианской церкви. Умер около 345 и погребен в городе Миры. Местное почитание святителя началось сразу после его смерти. В Константинополе его культ оформился в IV–VII вв. На Русь почитание святителя Николая проникает с принятием христианства, с XI в. получает широкое распространение.

В 1087 при императоре Мануиле Комнине мощи святителя Николая были перенесены из Мир Ликийских в город Бар, в Апулии (Южная Италия), которая до середины XII в. была в греческом подчинении. Но только на Руси в память перенесения мощей святителя был установлен праздник (9 мая) киевским митрополитом Ефремом (1097); при нем была составлена служба святителю Николаю, и вслед за тем складывается русская житийная литература о Николе. К нему обращались за помощью на суше и на воде как скорому помощнику во всякой беде (издание текстов о св. Николае и  с. 44
с. 45
¦
исследования о них:

Иконография святителя Николая сложилась в византийском искусстве в Х–ХI вв. Древнейшие изображения в монументальной живописи:

  • Wilpert 1916 = Wilpert J. Die römischen Mosaiken und Malereien der kirchlichen Bauten vom IV–XIII. Jahrhundert. 1–4. Freiburg, 1916
  • Mango 1962 = Mango C. Materials for the study of the mosaics of St. Sophia at Istanbul. Washington, 1962
  • Логвин 1971 = Логвин Г. Н. Софiя Киïвсъка. Державний архiтектурно-iсторичний заповiдник. Киïв, 1971 (на украинск. яз.); София Киевская. Государственный архитектурно-исторический заповедник: Альбом. Киев, 1971 (на русск. яз.)
  • Лазарев 1960/1 =  Лазарев В. Н. Мозаики Софии Киевской. М., 1960
  • Diez, Demus 1931 = Diez E., Demus O. Byzantine Mosaics in Greece. Hosios Lucas and Daphni. Cambridge (Mass.), 1931

Это единственное известное нам изображение святителя Николая в рост, с раскрытым Евангелием в иконописи Х–ХII вв.

Об иконографии Николы см. также:  Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII века — начало XV века: Центры художественной культуры средневековой Руси. М., 1976, № 1, 5, 9, 11, 13 (приведена исчерпывающая литература).

Атрибуция. Время исполнения фрески определяется годом закладки церкви Архангела Михаила — 1108 и датой смерти князя Святополка, погребенного в церкви. Подробнее см. Кат. 1, 2.

Фресковые изображения церкви Архангела Михаила, так же как и мозаики, следуют константинопольской традиции, поэтому судить об авторстве — греческом или русском мастере — сложно. В. Н. Лазарев считал, что эти фрески могут быть приписаны местным киевским мастерам (Лазарев 1973, с. 150).

  • Лазарев 1973 = Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески XI–XV веков. М., 1973

Выставки.

Литература.

с. 45
 
¦


Литература