Наверх (Ctrl ↑)

Живоначальная Троица

Живоначальная Троица
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Школа или худ. центр: Тверь

Конец XV — начало XVI вв.

145 × 116 см

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Инв. КП 106

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 1000-летие 1988 

Средняя Русь. Середина XVI века.
Дерево, левкас, темпера. 145×116.
Происходит из Троицкой церкви села Дивная Гора близ Углича.
Пост. в 1964 году.
МиАР, инв. КП 106.

Данный иконографический извод восходит к традиции рублевской «Троицы».

 Царство и Царствие 2002 

12. ТРОИЦА
Середина XVI века
Из Троицкой церкви села Дивная Гора близ Углича
145 × 116
Музей имени Андрея Рублева

В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама» (Быт XVIII), повествующий о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Оказав им гостеприимство, он получил обетование о чудесном рождении сына Исаака и о том, что от него, по воле Бога, должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся... все народы земли» (Быт XVIII, 18). Согласно традиционным православным толкованиям, в образе трех ангелов Аврааму было дано откровение о единосущном и триипостасном Боге («Авраам же физическими очами зрел ангелов и беседовал со Спасителем, но очами духовными видел он Троицу пресвятую и единосущную» — св. Григорий Палама). Подобные толкования были положены в основу символической иконографии Св. Троицы в виде «Гостеприимства Авраама», которая складывается в византийском и русском искусстве конца XIV — начала XV века и находит наиболее полное и совершенное выражение в иконе преподобного Андрея Рублева, исполненной для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры в 1425–1427 годах.

Икона Рублева стала образцом для многих поколений иконописцев. Особое значение этот образец получает в культуре XVI века — так, Стоглавый собор 1551 года утвердил: «Писать живописцам иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущие живописцы...».

Подобно многим другим иконам XVI века, икона из Углича повторяет, в общих чертах, иконографию прославленного рублевского прототипа. Вместе с тем, круговое построение композиции, которое в рублевской иконе символизировало непостижимое единство божественных ипостасей, здесь выражено не так отчетливо. Верхняя зона, отведенная под изображение палат Авраама, Мамврийского дуба и горы Мориа, на иконе из Углича увеличена, а изображение ангельской трапезы в нижней части иконы несколько вытянуто по горизонтали. Судя по сохранившимся произведениям, горизонтальное построение композиции было характерно для некоторых византийских икон конца XIV — начала XV веков. Нельзя исключать, что подобный вариант иконографии, наряду с «Троицей» Рублева, мог послужить образцом для иконы из Углича. В пользу этого предположения свидетельствует не только постановление Стоглава, но и общая ориентация на византийское искусство XIV–ХV веков, характерная для культуры грозненского времени. Вместе с тем, плотные, эмалевидные цвета, общий темный тон живописи, преувеличенная детализация и дробность рисунка — исключают датировку «Троицы» временем ранее середины XVI века. Церковь, из которой происходит икона, была главным храмом Троицкой Дивногорской пустыни, основанной в 1674 г. ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем.

Детали


A Лик среднего ангела

A1 Лик среднего ангела

Литература