Наверх (Ctrl ↑)

Параскева Пятница с клеймами жития

Параскева Пятница с клеймами жития
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Школа или худ. центр: Тверь

Первая треть XVI в.

74 × 54 см

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Инв. КП 252/435

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 296
¦
108. Параскева Пятница с житием

Первая треть XVI века. Тверь
Дерево, темпера. 74 × 54
Происходит из церкви села Поречье Бежецкого района Тверской области
Музей Андрея Рублева, инв. КП 252

В среднике иконы изображение св. Параскевы Пятницы, одной из первых мучениц малоазийской области Иконии. На свитке Параскевы текст Символа Веры. Обрамляют средник 15 клейм со сценами жития Параскевы, на фоне которых — фрагменты житийного текста.

Клейма располагаются в следующем порядке:

  1. Рождество Параскевы;
  2. Параскева после смерти родителей раздает имущество нищим;
  3. Заточение Параскевы в темницу;
  4. Приведение Параскевы к царю;
  5. Мучение Параскевы «жилами»;
  6. Явление Параскеве Богоматери и ангела;
  7. Беседа царя с Параскевой;
  8. Продолжение беседы царя с Параскевой;
  9. Мучение Параскевы железными когтями;
  10. Повержение Параскевой идолов в языческом храме;
  11. Приведение Параскевы к царю;
  12. Мучение «свещами»;
  13. Усекновение главы Параскевы;
  14. Гибель царя-«законопреступника»;
  15. Погребение Параскевы.

Житийные изобразительные циклы св. Параскевы Пятницы редки. Редакция жития, использованного в клеймах нашей иконы, точно не определена. На изображение сцен мученичества повлияла развитая иконография мученических сцен других святых, в первую очередь Георгия Великомученика. Страдания не нарушают телесной красоты Параскевы, палачи бесстрастны, сцены мучений предельно удалены от реальности. Они претворены на иконе в некую формулу красоты, которая понималась в древности как свидетельство истины.

Филофей патриарх Константинопольский (XIV в.) в своих «Трех речах» с изъяснением Притчей Соломоновых «Премудрость созда себе дом» называет мучеников жертвами Премудрости Божией на уготованной ею всемирной трапезе: «Разумею жертвенные заклания... и всесожжения... доблестных свидетелей истины, которые не за нее только, но и самой божественной любовью оною умерщвлялись, подобно невесте в таинственной Песне... заповеди любви божественной с готовностью приняв, апостолы и мученики, и крест дивно брали и смерти Его подражали, говоря с мужественным Павлом: за Тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим. 8 : 36–37)1.

1 Арсений еп. Филофея, патриарха Константинопольского XIV в., три речи к епископу Игнатию с изъяснением изречения притчей: Премудрость созда себе дом и пр. Новгород, 1898. С. 55, 134.

Имя Параскевы — Пятница, указующее на день недели, когда совершилось распятие Христа, делало подвиг этой святой наиболее узнаваемым подобием жертвы Спасителя.

Литература

Л. Евсеева с. 296
 
¦


    Клейма

  1. Рождество Параскевы
  2. Параскева после смерти родителей раздает имущество нищим
  3. Заточение Параскевы в темницу
  4. Приведение Параскевы к царю
  5. Мучение Параскевы "жилами"
  6. Явление Параскеве Богоматери и ангелов
  7. Беседа царя с Параскевой
  8. Продолжение беседы царя с Параскевой
  9. Мучение Параскевы железными когтями
  10. Повержение Параскевой идолов в языческом храме
  11. Приведение Параскевы к царю
  12. Мучение "свещами"
  13. Усекновение главы Параскевы
  14. Гибель царя-законопреступника
  15. Погребение Параскевы

Литература