Наверх (Ctrl ↑)

Иверская икона Богоматери

Иверская икона Богоматери
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Русский Север

Первая половина — середина XVIII в.

125 × 82 см

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Инв. КП 1213

Из Успенской церкви села Богослово (Ногинский район Московской обл.)

См. в «Галерее»:

 Группа ЦМиАР во ВКонтакте 

Богоматерь Иверская «Вратарница» — одна из самых древних и почитаемых афонских икон. Ей приписываются многочисленные чудеса, собранные в особом сказании, существующем в различных вариантах. На Руси было известно не менее трех его вариантов уже с XVI столетия. С тем, как эта икона выглядит, в Московском государстве познакомились только в 1648 году, когда из Иверского монастыря на Афоне в Москву был привезен созданный специально для царя Михаила Федоровича список с чудотворного образа. В 1654 году был выполнен второй список для патриарха Никона, который был поставлен в основанном им Иверском монастыре на Валдайском озере. Особый, выполненный уже в Москве, чтимый список находился в часовне у Воскресенских ворот близ Красной площади.

Иконография Богоматери Иверской в русской иконописи имеет различные варианты, которые более или менее точно воспроизводят список 1648 года. На иконе из села Богослова использован самый лаконичный ее вариант. Он восходит к типу Богоматери Одигитрии, но отличается разворотом фигур Богоматери и Младенца друг к другу.

Художник не воспроизвел часто встречающуюся на Иверских иконах деталь — рану на правой щеке Богоматери, которую, по преданию, нанесли афонской иконе осаждавшие монастырь персы.

Название «Иверская» было на поновительской записи на этой иконе, которая была снята при реставрации. Писавший этот образ художник был связан с северной народной художественной культурой, но старательно подражал живоподобной манере, принятой у царских мастеров. В результате упрощения приемов письма образ получился очень выразительным, несмотря на деформацию пропорций фигур, лаконичность красочной гаммы и жесткую графику рисунка.