Наверх (Ctrl ↑)

Семь веселий Богоматери

Семь веселий Богоматери
Изображения с более высоким разрешением:

Первая половина XVIII в.

Дерево, левкас, темпера.
41 × 33.6 см

Собрание В. М. Федотова, Россия

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

62. СЕМЬ ВЕСЕЛИЙ БОГОМАТЕРИ

Первая половина XVIII века
Россия
41,0 × 33,6 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание В. М. Федотова]

Происхождение: Приобретена в 2001 году.

Сохранность: Левкасные вставки на верхнем и нижнем полях, утраты красочного слоя на нижнем поле и на изображении в левом нижнем углу. Вставки и утраты тонированы с реконструкцией живописи и надписей.

Реставрация: Раскрыта до приобретения в коллекцию. Повторно реставрирована В. М. Момотом в 2002 году.

Икона почти уникальна в иконографическом отношении. Известна еще одна икона того же времени и такого извода, также из частного собрания, композиция которой отличается от публикуемого памятника незначительными деталями. На ее верхнем поле в надписи назван литературный источник данной иконографии — книга «Небо Новое» игумена Киевского Братского монастыря Иоанникия Голятовского. На представленной иконе на полях вдоль ковчега расположены надписи, которые цитируют текст Голятовского70 в переводе на русский язык: «Первое веселие в небе имею ꙗко дѣвством агг(е)ловъ Идостоинством с(вя)тыхъ пр(е)вышшаѧ. Второе внебѣ веселие имею ѧко вмирѣ миръ содеваю. Третие внебѣ веселие имею ѧко мне всїн(е)бесны жители повинꙋютсѧ. Четвертое весѣле внебѣ имею аще хощѹ, сына ѹмолю. Пѧтое веселїе вн(е)бе мею ѧко сподобласѧ еси сести близ с(вя)тыѧ тро(и)цы. Шестое веселїе вн(е)бе имею ѧко аз есмъ мати люде оскорбленых иже комне притекаютъ».

70 Иоанникий Голятовский. Небо Новое. Могилев, 1699. Лл. 50 об. — 51.

В тексте упоминается еще одно веселие: «Седьмое веселие в небе маю моя радость в веке не скончится». Очевидно, вся композиция на иконе иллюстрирует это веселие.

Наличие второй иконы идентичной иконографии позволяет предположить существование мастерской, откуда они происходят, однако точная атрибуция публикуемого памятника в силу распространенности стиля, в котором он написана, в настоящее время затруднительна.

О. С. Никольская


Литература