Наверх (Ctrl ↑)

Испанская икона Богоматери

Испанская икона Богоматери
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Центральная Россия

Вторая четверть XVIII в.

Дерево, левкас, темпера.
112 × 45.1 см

Собрание В. М. Федотова, Россия

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

63. БОГОМАТЕРЬ ИСПАНСКАЯ

Вторая четверть XVIII века
Центральная Россия
112,0 × 45,1 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание В. М. Федотова]

Происхождение: Неизвестно. Приобретена в Москве в 2002 году.

Сохранность: Доска опилена по бокам при подгонке в гнездо нового иконостаса в XIX веке. Небольшие тонированные сколы левкаса в левом нижнем углу и выше. Опушь по краям выполнена при современной реставрации. с. 215
с. 216
¦

Реставрация: Реставрирована В. М. Момотом до поступления в коллекцию.

Икона в точности воспроизводит гравюру Григория Тепчегорского 1713–1714 годов, вклеенную в рукописный сборник «Солнце Пресветлое» Семена Моховикова (1715–1716)71, где описываются чудеса от икон Богородицы, в том числе западных, ранее неизвестных в России. Иконография относится к тронным изображениям Богоматери. Особенности истинного извода «Испанской» — жест поднятых ладоней Богоматери, двойное благословение у Младенца, легкий поворот фигур вправо, как бы к невидимому ктитору. Уже во второй половине XVIII века изначальные особенности типа утрачиваются, и именем «Испанской» обычно называли любое тронное изображение Богородицы с Младенцем. В целом, иконы Богоматери Испанской встречаются крайне редко, среди них образ истинного извода, восходящий к гравюре Тепчегорского, которым является публикуемый памятник — уникален.

71 Научная библиотека МГУ, № 10536-22-71. Л. 128.

Манера письма личного, использование зеленого фона с облачками типичны для первой половины XVIII века, в то же время характер письма складок одежд, использование более характерного для середины столетия оранжевого цвета мафория Богоматери позволяют сузить датировку памятника до второй четверти столетия.

Н. И. Комашко


Литература