Наверх (Ctrl ↑)

Огненное восхождение пророка Илии

Огненное восхождение пророка Илии
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Русский Север

Вторая половина — конец XV в.

Дерево, левкас, темпера.
67.5 × 54 см

Собрание арт-галереи «Дежа Вю», Россия

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

66. ОГНЕННОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ ПРОРОКА ИЛИИ

Вторая половина — конец XV века
Русский Север
67,5 × 54,0 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание арт-галереи «Дежа вю»]

Происхождение: Неизвестно.

Сохранность: Вертикальная вставка, захватывающая фигуру Илии. Вставки на полях и в среднике внизу справа.

Реставрация: Реставрирована А. А. Горматюком в 2001–2002 годах.

Энергично построенная композиция, звучные, насыщенные краски иконы сближают ее с произведениями новгородской живописи. Подобные округлые головы персонажей присутствуют в новгородской иконе «Положение во гроб» 1488 года мастера Иакова Иеля (ГТГ)74, а близкий типаж лика в среднике складня второй половины — конца XV века с изображением пророка Илии, Николы Чудотворца и Иоанна Предтечи в молении Богоматери Воплощение (ГРМ)75. Но некоторая упрощенность письма и доминирующее сочетание красного и зеленого цветов находит аналогии и в иконописи Ростова, в частности, иконе «Дмитрий Солунский» начала XVI века (частное собрание)76. По-видимому, публикуемый памятник следует датировать второй половиной с. 216
с. 217
¦
— концом XV века и относить к северорусской художественной традиции, впитавшей в себя стилистику как новгородской, так и ростовской живописи того времени.

74 Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV век. М., 1982. Кат. 60. С. 296, 297.

75 Там же. Кат. 59. С. 295, 296.

76 См. настоящее издание, кат. 11.

Публикации:

В. М. Сорокатый


Литература