Наверх (Ctrl ↑)

Икона Богоматери «Всех скорбящих Радость»

Икона Богоматери «Всех скорбящих Радость»
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Москва

1840-е годы

Дерево, темпера; серебро, чеканка, золочение.
31.2 × 27.6 см

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Инв. КП 5682/1,2

Оклад — 1845 год, мастер Н. Михайлов (?).

См. в «Галерее»:

 Группа ЦМиАР во ВКонтакте 

Икона Богоматери «Всех скорбящих Радость» в русской богородичной иконографии самая богатая на варианты. Сложившаяся на основе нескольких европейских изобразительных источников в конце XVII столетия, она и в последующие столетия продолжала развиваться и видоизменяться.

На иконе из собрания музея использован вариант уже довольно слабо связанный с московской чудотворной иконой из церкви Спаса-Преображения на Ордынке. Группы страждущих, которых утешают ангелы, получили композиционную обособленность, а фигура Богоматери заметно уменьшилась в размерах. Большое значение в изображении играет пейзаж, в котором размещены отдельные сцены. Прямо под изображением находится излюбленная деталь таких икон в Новое время — море с плывущим по нему кораблем. Эта деталь также имеет западноевропейское происхождение и связана с изображениями Мадонны мореплавателей.

Икона написана в подражающем древним образцам условном стиле. Такая манера была очень популярна в Палехе, но, судя по насыщенности и богатству цветовой палитры, образ был написан старообрядческим мастером в Москве. Поля иконы закрывает оклад, орнаментированный в стиле второго барокко. Очевидно, он был выполнен сразу после написания образа.