Школа или худ. центр: Ярославль
1560-е годы
Собрание арт-галереи «Дежа Вю», Россия
См. в «Галерее»:
71. ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ
1560-е годы
Ярославль
110,9 × 82,8 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание арт-галереи «Дежа вю»]
Происхождение: Неизвестно.
Сохранность: Восстановление живописи на надставке, восполняющей утраченную верхнюю часть иконы.
Реставрация: Реставрирована до поступления в коллекцию.
Вариант с дополнительной сценой жизни Марии во храме, с питающим ее ангелом, был очень популярен в искусстве XVI века, но целый ряд деталей делает иконографию памятника оригинальной. Изображены две группы дев: одна во храме, другая — перед его отверстыми дверями. Иерусалимский храм уподоблен русской церкви с луковичными главами, в его высоких арочных проемах виден херувим и приподнятые красные завесы; на фасаде — деревья, вероятно, символизирующие рай80. Уникален человеческий профиль в круглом окне здания слева, который из рельефного украшения архитектуры здесь превращается в изображение некоего свидетеля события.
80 Изображение древа имеется на иконе XVI века «Введение во храм, с житием Богоматери, Иоакима и Анны» из собрания А. В. Морозова (ГТГ), относимой к искусству Новгорода, но в действительности принадлежащей среднерусской художественной традиции. (Воспр.: София Премудрость Божия: Выставка русской иконописи XIII–XV веков из собраний музеев России. М., 2000. Кат. 53).
Изображение интерьера храма, показанного в проемах арок, напоминает о передаче внутреннего пространства зданий в миниатюрах второй половины XVI века81. Рисунок и пропорции фигур, типы ликов, мажорная гамма глубоких теплых тонов находят ближайшие аналогии во фресках Спасского собора Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле 1563–1564 годов, а также в современных им ярославских иконах.
81 Например, «Слова похвального на Зачатие святого Иоанна Предтечи» из Егоровского сборника (РГБ. Ф. 98. № 1844; Воспр.: Библия 1499 года и Библия в синодальном переводе. М., 1992. Ил. с. 192).
Публикации:
В. М. Сорокатый