Школа или худ. центр: Поволжье
Вторая половина XVII в.
Собрание арт-галереи «Дежа Вю», Россия
См. в «Галерее»:
82. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Вторая половина XVII века
Поволжье
91,5 × 59,5 см
Дерево, левкас, темпера.
[Собрание арт-галереи «Дежа вю»]
Происхождение: Неизвестно.
Сохранность: Боковые поля стесаны. Поздняя левкасная вставка на верхнем поле слева, реставрационные вставки на нижнем поле и на примыкающих участках средника. Небольшие чинки утрат красочного слоя, в основном в нижней части иконы.
Реставрация: Реставрирована до поступления в коллекцию.
Иконография принадлежит к развернутому варианту, включающему многочисленные эпизоды, имевшие место перед Рождеством и после него. Это несколько сцен, иллюстрирующих повествование о путешествии волхвов, сцена явления спящему Иосифу ангела, предупреждающего его об угрожающей Младенцу опасности, сцена бегства святого семейства в Египет, с водой на переднем плане, по-видимому, изображающей Нил, сцены с царем Иродом, повелевающим истребить младенцев в Вифлееме, и с самим избиением, а также убийством первосвященника Захарии. Подобные детальные изображения были широко распространены во второй половине XVII века, особенно в Поволжье. Довольно редкой подробностью является надпись «аннинъ» — имя пастыря, стоящего перед Иосифом в сцене Рождества. Это имя соответствует представлениям о том, что данный пастырь впоследствии стал иудейским первосвященником Анной, который осуществил суд над Христом. Многосложность повествования, характер трактовки фигур, архитектуры и ландшафта позволяют датировать икону второй половиной XVII века.
Публикации:
В. М. Сорокатый