Школа или худ. центр: Новгород
Вторая половина XV в.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Инв. КП 2081
См. в «Галерее»:
(стр. 103; илл. стр. 436)
Музей имени Андрея Рублева, КП 2081.
Середина — вторая половина XV в.
Общий размер: 31 × 26,5, размер древней части: около 20,5 × 10.
Происхождение. Поступила в Музей с Базы Госфонда в 1976 г.
Раскрыта до поступления в Музей. Дополнительные реставрационные работы произведены в Музее имени Андрея Рублева в 1977 г. М. В. Егоровой.
Сохранность. Сильный кракелюр, потертости.
Описание.
Изображение поясное, фронтальное. По мнению Е. М. Маркиной, очертания торса, где угадываются узкие плечи Николы, свидетельствуют о том, что фрагмент выпилен из иконы с избранными святыми, а не из иконы с единоличным изображением Николы. Никола правой рукой благословляет, на левой держит закрытое Евангелие. Облачен в светло-голубую фелонь с белым омофором, обводка омофора оранжевая, кресты черные.
Лик написан светлой розовой охрой, с сильной подрумянкой. Санкирь оставлен в тенях широкими участками.
Иконография.
Изображение Николы — поясное или в рост, держащего Евангелие и благословляющего, — часто встречается в новгородском искусстве. Для XV в. см. кат. №№ 2, 5, 22, 23, 41, 47, 48, 53, 59, 63–4б, 68, 70, 72, 81, 94.
Датировка и атрибуция.
Тип лика и прием письма, характер рисунка и цвета побуждают отнести икону к новгородскому искусству развитого XV в. Ср. с изображением Николы в иконе «Илья Пророк, Никола и Анастасия» в ГТГ (кат. № 23), середины — второй половины XV в.
Относительно плавная живопись, светлые оттенки разбеленных красок, возможно, свидетельствуют о создании иконы во второй половине XV в. Ср. рисунок лика Николы с ликом архангела в «Огненном восхождении Ильи» в ГРМ (кат. № 46), второй половины — конца XV в.
Икона не издана, исследование ее в музее проводят В. А. Меняйло и Е. М. Маркина.