Наверх (Ctrl ↑)

Иоанн Богослов в молчании, с житием

Иоанн Богослов в молчании, с житием
Изображения с более высоким разрешением:

Богданов-Карбатовский Иван Иванов, Богданов-Карбатовский Иван Алексеев
Школа или худ. центр: Поонежье

1789 г.

Дерево, левкас, темпера.
122 × 105 см

Собрание арт-галереи «Дежа Вю», Россия

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

84. Иван Иванов Богданов-Карбатовский, Иван Алексеев Богданов-Карбатовский
ИОАНН БОГОСЛОВ В МОЛЧАНИИ, В ЖИТИИ

1789 год
Поонежье
122,0 × 105,0 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание арт-галереи «Дежа вю»]

Происхождение: Из церкви Иоанна Богослова Ошевенской слободы (Каргопольский район Архангельской области).

Сохранность: Утрата золочения на нимбе Иоанна в среднике, тонированная утрата красочного слоя на изображение его головы. Частично утрачена надпись, поясняющая 10-е клеймо.

Реставрация: Реставрирована до поступления в коллекцию.

Надпись на нижнем поле слева в две строки: [1789] года Написанъ Сей Стый Ѡбразъ Вошевѣнскую Слободу // В црковь Стаго Іоанна Бгослова намѣсный В августѣ мсце

Справа в три строки: Писали Іконописцы Онегского округа // чекуевской волости ванъ вановъ и // ванъ алеѯевъ Богдановы. Карбатоске

Клейма:

  1. Апостолы, собравшиеся в Гефсимании, тянут жребий; Иоанну выпадает жребий проповедовать в «Эфесской стране»
  2. Иоанн прощается с другими апостолами
  3. Путешествие Иоанна по морю; после бури Прохор обретает Иоанна, выходящего из морских вод
  4. Иоанн в пустыне принимает Прохора в ученики; они вместе направляются в Эфес
  5. Романа направляет Иоанна и Прохора трудиться в бане
  6. Иоанн и Прохор трудятся в бане
  7. Иоанн воскрешает Домна, юношу, удавленного в бане бесом, и его отца Диоскорида, умершего от горя, и крестит их, а также Роману
  8. По просьбе Диоскорида Иоанн изгоняет беса из храмины
  9. Иоанн сокрушает храм Аполлона
  10. Жители Патмоса умоляют Иоанна написать Евангелие
  11. Иоанн велит Прохору писать под его диктовку
  12. Иоанн приуготовляет для себя гроб, прощается с учениками и велит похоронить его заживо

Судя по надписи, икона являлась храмовым образом церкви Иоанна Богослова в Ошевенской слободе. В отличие от более ранних житийных икон святого, средником которых обычно является изображение Иоанна, диктующего Прохору Евангелие на острове Патмос, в среднике публикуемой иконы Иоанн представлен «в молчании» (с перстами, касающимися губ, и с вдохновляющим его ангелом — олицетворением Премудрости). Согласно буквенной нумерации клейм, после клейм верхнего ряда, имеющих обычную последовательность, следует пара клейм слева по вертикали и затем пара справа, тоже по вертикали; в нижнем ряду последовательность обычная. Интересно, что в житийном повествовании на публикуемом памятнике Иоанн и Прохор впервые встречаются после морской бури, тогда как Прохор стал учеником Иоанна еще до отправления на проповедь, и они путешествовали по морю вместе; буря лишь временно их разлучила.

Создавшие икону онежские мастера во всех исполнительских приемах придерживались традиций иконописи конца XVII — начала XVIII века. Несмотря на это, в их произведении, особенно в решении средника, улавливаются стилистические черты классицизма.

Иван Иванов Богданов (1716–1801) и Иван Алексеев Богданов (1762–1835) — крестьяне-иконописцы из деревни Карбатово Чекуевской волости Онежского уезда. Иван Иванов Богданов — ведущий мастер среди каргопольских иконописцев середины XVIII века, возглавлял артель, создававшую иконостасы и расписывавшую «небеса» церквей. Иван Алексеев Богданов — его ученик и мастер артели. Известны произведения, подписанные ими совместно88.

88 См. подробнее:

  • Вешнякова О. Н., Кольцова Т. М. Подписные и датированные иконы в собрании Архангельского областного музея изобразительных искусств: Каталог. Архангельск, 1993;
  •  Кольцова Т. М. Росписи «неба» в деревянных храмах русского севера. Архангельск, 1993. С. 64–67;
  • Кольцова Т. М. Онежский иконописец XVIII в. Иван Иванов Богданов-Карбатовский // Каргополь: История и культурное наследие: Сб. ст. Каргополь, 1996. С. 241–251;
  • Кольцова Т. М. Северные иконописцы: Опыт биобиблиографического словаря. Архангельск. 1998. С. 31, 32, 40–45;
  • Кольцова Т. М. Крестьянские иконописные артели на Онеге // IV Грабаревские чтения. М., 1999. С. 102, 103;
  • Северные письма: Каталог / Авт.-сост. О. Н. Вешнякова, Т. Н. Кольцова. Архангельск, 1999. Кат. 242, 244–250. С. 118–121.

Публикации:

В. М. Сорокатый


Литература