Наверх (Ctrl ↑)

Обручение святой Екатерины

Обручение святой Екатерины
Изображения с более высоким разрешением:

Аленев Василий Афанасьев (?)
Школа или худ. центр: Великий Устюг

1778 г.

Дерево, левкас, темпера.
36.6 × 29.3 см

Собрание И. В. Арсеньева, Россия

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

92. Василий Афанасьев Аленев (?)
ОБРУЧЕНИЕ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ
99

1778 год
Великий Устюг
36,5 × 29,3 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание И. В. Арсеньева]

99 Первая атрибуция иконы была сделана И. Л. Бусевой-Давыдовой.

Происхождение: Неизвестно. Приобретена в Москве в 2004 году.

Сохранность: Трещина доски по нижнему краю. Тонированные утраты левкаса по краям и в центре. Небольшая вставка в центре с реконструкцией живописи. Гвоздевые отверстия от утраченного венца Богоматери. Потертость серебра.

Реставрация: Реставрирована в 2004 году.

В нижнем левом углу, под изображением пальмовой ветви, надпись черной краской: «Вел. Уст. 1778 г. В.А.» [писан образ в Великом Устюге 1778 г. В. А.]. На обороте простым карандашом написано «КРАСАВИНО // 95 Г.»

Литературной основой сюжета является текст жития великомученицы, который на Руси был особенно известен по Четьим Минеям Дмитрия Ростовского. В XVII — первой половине XVIII века появляются русские иконы «Моление святой Екатерины о народе», представляющие Екатерину в молении перед Спасом (икона «Вмц. Екатерина» (моление воеводы Петра Головина), 1678 г., ЦМиАР)100. При этом на некоторых произведениях Спас протягивает Екатерине кольцо.

100 Меняйло В. А. Агиология великомученицы Екатерины на Руси в XI–XVII веках // Искусство Христианского мира. Вып. IV. М., 2000. С. 92–107.

Иконография рассматриваемой иконы основана на западноевропейском образце. Она представляет Младенца Христа, сидящего на коленях Богоматери и надевающего кольцо на руку Екатерины, как символ её обручения с Церковью и Христом. У ног Екатерины — орудия ее мучений: сломанное колесо, меч и знак грядущей победы над смертью — пальмовая ветвь. В отличие от Западной Европы, где этот сюжет был достаточно популярен, в русской иконописи он встречается очень редко. Известна близкая по иконографии икона 1780-х годов в окладе 1786 года (частное собрание). Более широко этот сюжет распространяется в России в XIX веке в гравюрах, литографиях, хромолитографиях. Сохранился также рисунок иконописного образца ярославского мастера Константина Серебреникова первой половины XIX века с изображением этой сцены (ГИМ)101.

101 Иконные образцы XVII — начала XIX века: Каталог датированных и подписных иконных образцов. / Пред. и сост. З. П. Морозовой. М. 2003. Кат. 140.

Манера живописи характерна для иконописи Великого Устюга второй половины XVIII века. Лики округлой формы выполнены в подражание живописному письму, но с сохранением традиционных иконописных приемов: при моделировках используется зеленоватый санкирь, на щеках положена легкая красная подрумянка. Складки одежд вихрятся. Активно применяется серебро. По мнению И. Л. Бусевой-Давыдовой, названные на иконе инициалы совпадают с именем устюжского иконописца Василия Афанасьева Аленева (ок. 1740–1819), выполнившего в 1782 году образ «Успение Богоматери» для местного ряда Успенского собора в Устюге (Великоустюгский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник)102. Эти иконы, несомненно, имеют ряд общих стилистических признаков, что подтверждает авторство В. А. Аленева в публикуемом памятнике.

102
  • Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры художественной культуры земли Вологодской XIII–XVIII веков. Москва 1995. № 249;
  • Сорокатый В. М. Вопросы биографии Г. Островского и искусство портрета в Великом Устюге XVIII века // Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник, 1989. М., 1990. С. 282–292.

Н. В. Герасименко


Литература