Наверх (Ctrl ↑)

Благовещение

Благовещение
Изображения с более высоким разрешением:

Малороссиянин Степан
Школа или худ. центр: Муром

1800 г.

Дерево, левкас, темпера.
48.7 × 40.8 см

Собрание И. В. Арсеньева, Россия

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

93. Степан Малороссиянин
БЛАГОВЕЩЕНИЕ
103

1800 год
Муром
48,7 × 40,8 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание И. В. Арсеньева]

103 Первая атрибуция иконы была сделана И. Л. Бусевой-Давыдовой.

Происхождение: Вывезена из Нижнего Новгорода. Приобретена в Москве в 2004 году.

Сохранность: Тонированные вставки грунта по краям с реконструкцией опуши. Мелкие тонировки на двойнике. Мелкие утраты и потертости живописи и золочения. В некоторых местах на двойнике и на подписи художника остались фрагменты неудаленной олифы.

Реставрация: Реставрирована до приобретения в коллекцию.

По нижнему краю средника справа подпись: «1800го майа. 10. (д) п[исал]. мꙋроме(цъ). степа(н). малоросаннъ.».

Построение композиции в целом и ряд деталей (помещение сюжета в интерьере, цветочная ветвь в руке архангела Гавриила с тремя видами цветов, очевидно, имеющих символический смысл) восходят к западноевропейским гравированным образцам, творчески переосмысленным на русской почве.

Мастер Степан Малороссиянин известен по подписной иконе «Успение Богородицы» 1770-х годов, из Успенской церкви Мурома (Муромский историко-художественный музей). Вероятно, происходил из южнорусских земель, но как иконописец сложился в российской провинции. Публикуемая икона принадлежит к зрелому периоду творчества мастера, выполнена в традициях живоподобного письма мастеров Оружейной палаты, подвергшихся упрощению.

Образ, скорее всего, предназначался для праздничного ряда иконостаса.

Я. Э. Зеленина


Литература