Наверх (Ctrl ↑)

Преподобный Исаакий Далматский, с житием

Преподобный Исаакий Далматский, с житием
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Архиповский Максим Федоров
Школа или худ. центр: Романов-Борисоглебск

1833 г.

Дерево, темпера.
37 × 32 см

Дом-музей П. Д. Корина (филиал ГТГ), Москва, Россия
Инв. ДР 452

См. в «Галерее»:

 Комашко, Саенкова 2007 

 
с. 204
¦
Максим Архиповский
Преподобный Исаакий Далматский, со сценами жития

1833 год, г. Романов-Борисоглебск
37 × 32 см. Дерево, темпера
ГТГ, музей-квартира П. Д. Корина, инв. № ДР 452
Происхождение неизвестно, находилась в собрании священника Исаакия Носова

Преподобный Исаакий Далматский (IV–V вв.) — борец с арианской ересью в Константинополе при императоре Валенте (364–378). Подвизавшийся в пустыне св. Исаакий, узнав о распространении ереси и о закрытии христианских храмов, пришел в столицу. При встрече с императором безуспешно уговаривал его открыть храмы и предрек Валенту, направлявшемуся с военным походом против варваров, поражение и гибель в огне. Разгневанный император поручил двум вельможам, Виктору и Сатурнину, заточить святого в темницу. После поражения и гибели Валента императором стал Феодосий Великий, победивший варваров и после возвращения в столицу освободивший преподобного Исаакия. Святой хотел вернуться в пустыню, но Виктор и Сатурнин уговорили его остаться в Константинополе, где построили для него два монастыря. Преподобный поселился в обители Сатурнина, где вскоре к нему присоединилось множество учеников. По имени преемника св. Исаакия, игумена Далмата, обитель стала называться Далматской. Память святого — 30 мая / 12 июня.

Краткое Житие преподобного Исаакия было написано уже при игумене Далмате, пространное составлено в VI–VII веках. О встречах святого с Валентом упоминают историки Феодорит и Созомен. В России св. Исаакий получил известность в Новое время в связи с тем, что на день его памяти родился император Петр I, и в этот же день в 1703 году была заложена новая столица — Санкт-Петербург. Изображения святого, тем более житийные, в русской иконописи встречаются очень редко. Публикуемый образ написан известным мастером Максимом Архиповским, работавшим в старообрядческом иконописном центре Нового времени — городе Романове Ярославской губернии. Свободное расположение житийных сцен ориентировано на образцы ярославской иконописи конца XVII — начала XVIII века.

Клейма:

  1. Св. Исаакий молится в пустыне
  2. Св. Исаакий обличает императора Валента
  3. Св. Исаакий молит императора защищать православие, предсказывая в противном случае его гибель
  4. Ангелы спасают св. Исаакия от смерти в трясине
  5. Св. Исаакий в темнице
  6. Сражение Валента с варварами
  7. Гибель Валента в горящем сарае
  8. Св. Исаакий беседует с императором Феодосием
  9. Виктор и Сатурнин умоляют св. Исаакия остаться в Константинополе и обещают возвести для него монастырь
  10. Изгнание еретиков
  11. Сатурнин просит св. Исаакия поселиться в его монастыре
  12. Виктор просит св. Исаакия поселиться в его монастыре
  13. Виктор и Сатурнин совместно строят монастырь
  14. Кончина св. Исаакия с. 204
     
    ¦

Клейма


10 Изгнание еретиков

Литература