Наверх (Ctrl ↑)

Покров Богоматери

Покров Богоматери
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Школа или худ. центр: Обонежье

Первая треть XVI в.

Дерево, левкас, темпера.
76 × 55 см

Собрание Е. А. Терлецкого, Россия

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

98. ПОКРОВ

Первая треть XVI века
Обонежье
76,0 × 55,0 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание Е. А. Терлецкого]

Происхождение: По словам предыдущих владельцев была привезена из окрестностей Каргополя (Архангельская область). Приобретена в Вологде.

Сохранность: Углы оббиты. Значительная утрата левкаса до доски и паволоки, заходящая на средник. Вставка нового левкаса с живописью XVIII века (?) на стыке досок, небольшие реставрационные мастиковки с восполнением живописи в центральной части иконы, значительная вставка нового грунта справа от крайней фигуры ангела, заходящая не его одежды и поля. Живопись сильно потерта.

Реставрация: Раскрыта Д. Н. Суховерковым в 2003 году.

На нижнем поле иконы в специально отведенной для этого светло-зеленой полосе имелась надпись белилами, сохранившаяся фрагментарно и почти нечитаемая. Судя по отдельным остаткам слов, содержала информацию о времени написания и заказчике иконы.

Иконографический извод относится к так называемому суздальскому типу. Уникальной особенностью иконы является отсутствие на иконе собственно покрова — мафория в руках Марии или над ее головой, поддерживаемого летящими ангелами. На фоне стены правой палаты в авторском слое рисунка как будто просматривается фигура ангела, но более никаких следов первоначального замысла не обнаружено. Необычен подбор святых в небесных чинах: слева среди трех святителей вместо Григория Великого изображен Дмитрий Солунский, симметрично им предстоит Иоанн Предтеча, сопровождаемый двумя ангелами.

Основу художественной выразительности образа составляет приглушенный неяркий колорит, обилие серо-голубых, светло-желтых и зеленых оттенков, неяркая разбеленная киноварь, охристый фон. В работе мастера очевидны черты наивного провинциального искусства Севера — неровный рисунок, далекие от точности контуры, плоскостные фигуры. Личное письмо, исполненное широкой кистью по коричневой основе с корпусными белильными высветлениями, одним мазком написанными носами, пухлыми губами, бликами на шее типично для северной карельской культуры и живописи обширного Обонежья. Учитывая происхождение памятника из Каргопольских земель, можно предположить, что мастер иконы был выходцем именно из этих мест. Это отчасти подтверждают очевидные в ней черты ростово-суздальской культуры, сказавшейся в выборе иконографического извода, колорита, в котором важную роль играют голубые и светлые тона, в мягкой, даже поэтической образности задумчивых и чуть наивных ликов. Как известно, Каргополье в первой половине XVI века находилось в духовном ведении Ростовской архиепископской кафедры.

И. А. Шалина


Детали


A Деталь А

Литература