Наверх (Ctrl ↑)

Архангел Михаил — грозных сил воевода

Архангел Михаил — грозных сил воевода
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Выг

Ок. 1800 г.

Дерево, левкас, темпера.
47.5 × 42.2 см

Собрание Е. А. Терлецкого, Россия

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

101. АРХАНГЕЛ МИХАИЛ ГРОЗНЫХ СИЛ ВОЕВОДА

Около 1800 года
Выг
47,5 × 42,2 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание Е. А. Терлецкого]

Происхождение: Приобретена на Шексне в 2000 году.

Сохранность: По нижнему полю вставки нового левкаса с реконструкцией живописи и наведенным кракелюром. Мелкие выкрошки красочного слоя по трещинам кракелюра по всей поверхности. Золото фона потерто.

Реставрация: Реставрирована Д. И. Нагаевым в 2000 году.

Иконография Архангела Михаила как всадника Апокалипсиса (гл. 8, 10) с многочисленными аллюзиями на тексты Откровения Иоанна Богослова появляется только во второй половине XVII века в связи с церковной реформой, породившей в обществе острое ощущение «близкого конца» света и переживания «последних времен». Появление толкований на книгу Апокалипсиса способствовало созданию новых иконографических изводов, в том числе «Архангела Михаила грозных сил воеводы», где «князь Апокалипсиса» выступает в момент единоборства с дьяволом — решающей эсхатологической битве против зла. В старообрядческой среде этот сюжет, особенно в XVIII — первой половине XIX века, приобрел невероятно широкое распространение.

Публикуемая икона имеет все характерные особенности поморского старообрядческого письма. Характер обработки доски, охристые поля с двойной голубой и разбеленно-красной опушью, каллиграфически исполненные надписи на полях, колорит, построенный на сочетаниях светло-красных, голубых тонов и золота позволяют отнести ее к работе Выговской иконописной мастерской. Одну из самых ярких черт поморской иконы и иконописи Выга представляет, как и в данном случае, пейзаж. Горки с измельченными лещадками испещрены многочисленными мелкими пробелами, скудная северная растительность — низкие елки, мох и даже морошка — написана тончайшей зеленью и образует своеобразный «слоистый» ландшафт, напоминающий тундру. Изящная истонченная графика, мягкие, объемно вылепленные лики, сохраняющие духовную выразительность, тончайшее золотопробельное письмо свидетельствует о работе незаурядного мастера-старообрядца.

И. А. Шалина


Литература