Наверх (Ctrl ↑)

Преображение

Преображение
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Школа или худ. центр: Новгород (?); Ростов (?)

Последняя четверть XV в. (оклад — Москва, начало XVII века)

Дерево, левкас, темпера; серебро, тиснение, оброн, золочение.
33.9 × 24.9 см

Частное собрание, Москва, Россия

До 2005 года находилась в собрании Н. С. Паниткова.

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

102. ПРЕОБРАЖЕНИЕ

Последняя четверть XV века (оклад — начало XVII века)
Ростов (?); Новгород (?) (оклад — Москва)
33,9 × 24,9 см
Дерево, левкас, темпера; серебро, тиснение, оброн, золочение.
[Собрание Н. С. Паниткова]

Происхождение: Неизвестно. Приобретена в Вологде.

Сохранность: Торцы и боковые обрезы опилены. Поскольку живопись сохранила первоначальные опуши, можно предполагать, что либо размеры иконы уменьшены незначительно, либо она являлась частью многосоставного произведения, которое было распилено. Утраты левкаса на мандорле по сторонам от лика Христа, на его нимбе (с утратой изображения левого уха), на левом плече и локте Моисея, на участке касания горок и фона справа от ног Христа, на фоне у контура горки под ногой пророка Илии, у ног Христа на изображении лучей, у правого края иконы внизу на горках и вдоль нижнего края слева, на левом рукаве Петра, на затылке Иакова и частично на надписи с его именем. Утрачено изображение правой руки Христа. Сильно смыт аурипигмент на лучах под ногами Христа и на фоне. На окладе незначительные разрывы и трещины металла, деформации, пятна сульфидов серебра. Пластина с надписью над головой Христа перенесена с другой иконы111, утрачен фрагмент надписи.

111 Выполнена в технике оброна в традициях конца XVI века. Надпись на ней — ЦРЬ ІЮЕЙСК... (Царь Июдейский) — не встречается на иконах Преображения. По-видимому, пластина первоначально принадлежала напрестольному кресту или иконе с сюжетами страстного цикла.

Реставрация: Непрофессионально реставрирована до приобретения в коллекцию. Реставрация завершена В. В. Барановым.

Использован основной краткий вариант иконографии. Такая подробность, как изображение слегка заслоняющей мандорлу вершины, на которой стоит Христос, присутствует на новгородской иконе конца XV — первой четверти XVI в. из собрания П. Д. Корина112 и тверской иконе начала XVI века из села Чамерово Весьегонского района Тверской области (ЦМиАР)113. Если образ первоначально был частью многосюжетной иконы, ее программу определить невозможно.

112 Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1966. Ил. 21.

113 Салтыков А. А. Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Л., 1981. Ил. 84.

Плотная компоновка иконы, могучие, полные энергии фигуры персонажей находят аналогии в классических произведениях конца XV века с изображением Преображения: новгородской иконе-таблетке из серии, принадлежавшей Софийскому собору в Новгороде (Дом-музей П. Д. Корина)114, иконе из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря около 1497 года (Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник)115 и московской иконе из кремлевской церкви Спаса на Бору (ГИКМЗ «Московский Кремль)116. С последним памятником публикуемую икону в особенности сближают пропорции фигур. Для рисунка характерна высокая степень обобщения. Краски светящиеся, нежные, прозрачные и одновременно насыщенные. В передаче формы господствуют графические приемы. Личное исполнено по оливковому санкирю желтоватым охрением, с обильной подрумянкой в тенях. Пастозные и яркие движки отчетливо отделяются от охрения. Стиль иконы свидетельствует о знакомстве мастера как с дионисиевским направлением в живописи Москвы, так и с более широким кругом явлений искусства позднего XV века. Колористическое решение сближает ее с иконописью Ростова. Личное письмо напоминает, прежде всего, живопись Новгорода.

114 Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи: Двусторонние таблетки из собора св. Софии в Новгороде. М., 1977. Табл. XXII.

115 Петрова Л. Л., Петрова Н. В., Щурина Е. Г. Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. М., 1993. Табл. 28.

116 Смирнова Э. С. Московская икона XIV–XVII веков. Л., 1988. Кат. 121.

На окладе присутствует пять различных видов тисненого орнамента. Узор басменных полос, крепящихся к боковым полям иконы, встречается на серебре работы строгановских мастеров начала XVII века117. Узор полос, крепящихся к верхнему и нижнему полям, более архаичен, но датируется тем же временем. Чешуйчатый орнамент басмы на фоне иконы имеет аналогию в окладе иконы «Богоматерь Шуйская» конца XVI века письма Бориса Серебрякова (ГТГ)118 и на фоне иконы «Борис и Глеб» первой половины XVII века (Пермская государственная художественная галерея)119. Орнамент басменных венцов пророков Илии и Моисея аналогичен узору на полях оклада иконы «Петр митрополит, в житии» начала XVII века письма Истомы Савина120. Все детали оклада сделаны одновременно, в технике, характерной для строгановских мастеров, скорее всего, в начале XVII века.

117 Например, на напрестольном кресте из СИХМ (инв. № 810 пр.), на горизонтальных полях складня с шестью живописными клеймами из ГТГ (инв. № 12822).

118 Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи [ГТГ]. М., 1963. Т. II. Кат. 590. С. 167. Ил. 65.

119 Иконы строгановских вотчин XVI–XVII веков. М., 2003. Кат. 96. С. 87. Ил. с. 215. О данном типе «сетчатой» басмы см. также: Игошев В. В. Типология и символика серебряной басмы XV–XVII вв. // Художественный металл России. М., 2001. С. 69. Табл. II/7.

120 Алленов М. М., Евангулова О. С., Лифшиц Л. И. Русское искусство X — начала XX века. М., 1989. С. 133.

В. М. Сорокатый, В. В. Игошев


Детали


A Деталь А

Литература