Наверх (Ctrl ↑)

Брак в Кане

Брак в Кане
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Центральная Россия

Вторая половина XVIII в.

Дерево, левкас, темпера.
58.5 × 30.5 см

Собрание М. Б. Миндлина, Россия

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

117. БРАК В КАНЕ

Вторая половина XVIII века
Центральная Россия
58,5 × 30,5 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание М. Б. Миндлина]

Происхождение: неизвестно.

Сохранность: Основа иконы обрезана по торцам и обрезам. Поперечная утрата дерева над верхним краем средника. Утраты левкаса на левом верхнем поле и по краям средника. Небольшие выпады красочного слоя. Потертость золота.

Реставрация: Сведения отсутствуют.

Изображение «Брак в Кане» представляет достаточно редкий сюжет для русской иконописи вплоть до конца XVII века. С рубежа XVII–XVIII веков эта сцена начинает все чаще включаться в состав иконостасов, хотя и не принадлежит к числу распространенных. Вытянутые пропорции, профилированное обрамление и характер обработки основы иконы указывают на ее происхождение из церковного иконостаса.

Среди композиционных особенностей памятника следует отметить размещение сцены в архитектурном обрамлении в виде горницы с высокой скатной крышей и трехлопастной аркой, открывающей происходящее действо. Христос с Богоматерью находятся у левого края стола, а в центре изображены жених с невестой. Композиция иконы насыщена многочисленными жанровыми подробностями, придающими живость и непосредственность сюжету. С большим вниманием написаны столовые приборы, ваза с фруктами; переданы стремительные движения персонажей. Общая цветовая гармония и точные моделировки личного свидетельствуют о хорошей профессиональной выучке художника.

Икона является образцом одного из ведущих направлений иконописи второй половины XVIII века, основывающегося на стиле барокко и активно включающего элементы все более распространяющегося классицизма. Ей в полной мере присущи характерные для этого времени сценичность и жанровость. Стилистические и композиционные черты «Брака в Кане» свойственны большому кругу памятников, не всегда имеющих четкое происхождение. Наиболее вероятно предположить, что икона создана в одном из городов Центральной России мастером, знакомым с основными направлениями столичного искусства.

Н. В. Герасименко


Литература