Наверх (Ctrl ↑)

Избранные святые жены в молении Спасу Вседержителю

Избранные святые жены в молении Спасу Вседержителю
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Каргополь (?)

Вторая четверть — середина XVIII в.

Дерево, левкас, темпера.
27.5 × 24.5 см

Собрание И. М., Россия

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

121. ИЗБРАННЫЕ СВЯТЫЕ ЖЕНЫ В МОЛЕНИИ СПАСУ ВСЕДЕРЖИТЕЛЮ

Вторая четверть — середина XVIII века
Каргополь (?)
27,5 × 24,5 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание И. М.]

Происхождение: Приобретена в Каргополе.

Сохранность: Мелкие тонированные утраты на одеждах. Потертости и утраты золота и серебра на нимбах.

Реставрация: Реставрирована А. А. Соломадиным в 2000 году.

Изображение четырех наиболее прославленных святых жен — Параскевы, Екатерины, Улиты с сыном Кириком и Варвары — перед образом Христа, очевидно, определено частным заказом и может быть связано с особым молением к ним о заступничестве и помощи. Изображенные мученицы были почитаемы как покровительницы семейного очага, девичества, рождения детей. Иконография их традиционна: Екатерина и Варвара, имеющие знатное происхождение, представлены в венцах, Параскева и Улита — с белыми платами на голове133.

133 Святая Варвара могла изображаться как в венце на голове, так и в белом плате (последнее чаще). Выбор ее иконографии на этой иконе, очевидно, был продиктован общим композиционным построением.

Манера исполнения иконы свидетельствует о руке профессионального прекрасно выученного иконописца: все детали тщательно прописаны, проработка личного мягкая, моделировки нерезкие. Пропорции немного вытянутые, фигуры — высокие и тонкие. Особое изящество образам придают мелкие цветочные орнаменты на одеяниях. Все надписи выполнены витиеватым почерком XVIII века, распространенным в царствовании Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Фон с последовательно спускающими горками указывает на использование традиций предыдущего времени. Стиль письма иконы не противоречит ее происхождению из Каргополя.

Н. В. Герасименко


Литература