Наверх (Ctrl ↑)

Чудесное извержение пророка Ионы из пасти кита

Чудесное извержение пророка Ионы из пасти кита
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Центральная Россия

Конец XVIII в.

Дерево, смешанная техника.
53.4 × 44.3 см

Собрание Ф. А. Копелевича, Россия

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

123. ЧУДЕСНОЕ ИЗВЕРЖЕНИЕ ПРОРОКА ИОНЫ ИЗ ПАСТИ КИТА

Конец XVIII века
Центральная Россия
53,4 × 44,3 см
Дерево, смешанная техника
[Собрание Ф. А. Копелевича]

Происхождение: Приобретена в Москве.

Сохранность: Мелкие утраты и потертость красочного слоя.

Реставрация: Реставрирована в начале 1990-х годов.

История чудесного извержения Ионы из пасти кита описана в Библии, в Книге пророка Ионы (строчки из второй главы, одиннадцатого стиха приведены на фоне: китъ изверже ѡнꙋ // на землю жива: // глава В сти(х): АІ. Этот сюжет достаточно часто встречается в византийской и древнерусской книжной миниатюре и в росписях храмов135, но на иконах изображается редко, появляется только с конца XVII века под влиянием западноевропейских образцов. Изображение на публикуемой иконе восходит к гравюре известного фламандского мастера Иеронима Вирикса «Иона выброшен на берег» из серии «История Ионы»136, отличается от образца лишь деталями пейзажа и зеркальным воспроизведением, что в целом присуще иконам, композиционно восходящим к графическим листам.

135 См. Dufrenne S. L’illustration des psautiers grecs du Moyen Age. Paris 1966. Р. 36. Fig. 32.

136 Mauguoy-Hendrikx M. Les estampes des Wierix. Conserves au cabinet des estampes de la bibliothque Royale Albert I. Bruxelles, 1978. V. I. Cat. 40, 43.

Особенностью иконы является использование двух техник: живописной (кит и фон написаны маслом) и традиционной иконной — (фигура пророка выполнена темперой)137. Значительное несовпадение манер живописи может указывать на участие в создании иконы двух мастеров. Нельзя также исключать возможности работы одного иконописца, владевшего обеими техниками. Приемы исполнения личного и одеяний близки памятникам последней трети XVIII века. Редкость сюжета и технического исполнения живописи, точное воспроизведение фламандского образца позволяет предполагать, что икона была создана в Центральной России, в регионе, испытавшем непосредственное влияние столичного искусства.

137 Применение смешанной техники в одном произведении широко известно с конца XVII столетия.

Н. В. Герасименко


Литература