Наверх (Ctrl ↑)

Благоразумный разбойник, со сценами истории Адама и Евы

Северная дверь иконостаса

Благоразумный разбойник, со сценами истории Адама и Евы
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Верхнее Поволжье (Тверь?)

Начало XVII в.

Дерево, левкас, темпера.
169.5 × 63 см

Собрание А. Н. Сальникова, Россия

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

128. БЛАГОРАЗУМНЫЙ РАЗБОЙНИК РАХ, СО СЦЕНАМИ ИСТОРИИ АДАМА И ЕВЫ (северная дверь иконостаса)

Начало XVII века
Верхневолжье (Тверь ?)
169,5 × 63,0 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание А. Н. Сальникова]

Происхождение: Неизвестно.

Сохранность: Утраты левкаса на полях и по стыку частей доски, проходящему через изображение левой ноги разбойника. Левкасная вставка вверху, на периферийном участке двух первых сцен истории Адама и Евы. Потертости красочного слоя.

Реставрация: Раскрыта В. В. Барановым в 2003–2004 годах.

Произведение принадлежит к известному с XVI века типу боковых дверей иконостаса с изображением Благоразумного разбойника, стоящего с крестом в руках в проеме райских врат. В данном произведении он представлен не статично, а в повороте вправо, как бы вступая в рай. В его правой руке крест, на котором он был распят, в левой — райское древо с множеством птиц, сидящих на ветвях и клюющих плоды. Обычно деревья (или другие растения) изображаются на белом фоне, в раю. Древо в руках разбойника на публикуемом памятнике напоминает об апокрифе, согласно которому крест, на котором он был распят, был сделан из дерева, уплывшего из рая по реке Тигр144. На нем набедренное «препоясание», обычное для икон XVI века, а не порты, как на иконах XVII столетия.

В верхней части двери, в фигурных арочках представлены сцены истории Адама и Евы — Сотворение Адама, Бог ведет Адама, Создание Евы, Господь наставляет Адама и Еву, Господь заповедает им есть плоды древа познания, Грехопадение Адама и Евы, Изгнание первых людей из рая, Плач Адама и Евы. Бог в этих сценах изображается в виде ангела с крестчатым нимбом. Подобные сюжеты обычны для пономарских дверей иконостаса, на которых они обычно занимают место в средней части композиции. На публикуемом памятнике мелкий масштаб изображений делает их роль подчиненной — они лишь напоминают о том, как был утерян рай. Мотив, определяющий содержание произведения — возможность спасения: двери рая отверсты для уверовавшего грешника.

Рисунок фигур и типы ликов, колорит иконы, построенный на мягких, неконтрастных сочетаниях неярких, но насыщенных тонов, личное письмо с его рыжеватыми санкирными подложками, плотным желтым охрением и несильно разбеленными движками свидетельствуют о хорошем знакомстве мастера со столичной иконописью рубежа XVI–XVII веков. В целом стиль иконы позволяет связать ее с художественной культурой Поволжья. В монохромности палитры, холодноватости охрения, остроте силуэтных линий можно усматривать отголоски традиций тверской иконописи. Вероятно, икона написана в первой четверти XVII века, после Смутного времени.

В. М. Сорокатый


Литература