Наверх (Ctrl ↑)

Архангел Михаил, побивающий трясавиц, святые Сисиний и Маруф, с мученичеством Сисиния

Архангел Михаил, побивающий трясавиц, святые Сисиний и Маруф, с мученичеством Сисиния
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Центральная Россия

1831 г.

Дерево, левкас, темпера.
31.6 × 26.2 см

Собрание А. В. Юганова, Россия

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

145. АРХАНГЕЛ МИХАИЛ, ПОБИВАЮЩИЙ ТРЯСАВИЦ, СВЯТЫЕ СИСИНИЙ И МАРУФ, С МУЧЕНИЧЕСТВОМ СИСИНИЯ

1831 год
Центральная Россия
31,6 × 26,2 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание А. В. Юганова]

Происхождение: Приобретена в Твери в 1994 году.

Сохранность: Мелкие тонированные утраты красочного слоя по всей поверхности иконы. С синих одежд в значительной степени утрачены верхние слои (моделировки). Надписи правлены.

Реставрация: Реставрирована в 1994 году.

В нижней части иконы текст:
Го[спо]ди Іс[ус]е Христе Боже нашъ помилуй насъ и исцѣли от недуга Раба своего имерек и избави весь родъ человѣческй в день и в // ноь и в час от сѣтей давольских. И присла Го[спо]дь архистратига Михаила заступника рода человѣческаго, и нача онъ ихъ му//чити Заклинати и Бити тремя дубцами железными даюе имъ на день по три тысячи ран и онѣ начаша // молитися. Написася икона в лето от Р. Х. [1831]

Текст надписи повторяет с некоторыми изменениями заговоры на трясавиц (дев-лихорадок, огневиц), которые в XVIII–XIX веках включались в отдельные старообрядческие «сборники апокрифических статей»162 и Лечебники163. В России эти тексты стали известны, вероятно, из греческой, румынской и, особенно, болгарской письменности, где издревле существовал ряд подобных молитв и заклинаний164. Девы-трясавицы (числом 7 или, как на иконе, 12) в этих источниках характеризуются как демонические существа, называются дочерями Ирода, которые насылаются как болезни на род человеческий. Каждая из них олицетворяет какую-либо определенную болезнь. Согласно текстам заговоров, Господь по молитве св. Сисиния для борьбы с лихорадками присылает архангела Сихаила (это имя в числе 7 архангелов отсутствует).

162 Ровинский Д. А. Русские народные картинки Кн. IV. Примечания и дополнения. СПб., 1881. С. 657–658.

163 Буслаев Ф. И. О народной поэзии в древней русской литературе. // Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т. II. СПб., 1861. С. 47–48.

164 Там же. С. 45–47.

В изобразительном искусстве сюжеты на тему этих заговоров встречаются очень редко. Известны единичные произведения мелкой пластики «Явление архангела Сихаила св. Сисинию»165 без изображения трясавиц, икона «Архангел Сихаил и св. Сисиний» 1795 года (частное собрание), где архангел побивает копьем обнаженных дев, купающихся в море166 (подобная композиция описана И. П. Калинским167). Д. А. Ровинский упоминает также о «суздальских иконах», где св. Сисиний изображается со св. Фотинией, и архангел Михаил поражает копьем 12 лихорадок168.

165 Гнутова С. В. Новгородское медное художественное литье (мелкая пластика) XIV–XV в. // Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XI–XV века. М., 1996. С. 373.

166 В свете горнем: Выставка произведений древнерусского искусства и современной иконописи из частных собраний / Сост. А. В. Ренжин и Ю. А. Малофеев. М., 2003. Кат. 65. С. 51.

167 Калинский И. П. Церковно-народный месяцеслов на Руси. М., 1990. С. 102, 103.

168 Ровинский Д. А. Указ. соч. Кн. V. С. 241–242. Подобная икона также опубликована: Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в императорской России. М., 1995. Цв. табл. 38.

Иконографический извод публикуемой иконы своеобразен. Архангел Михаил представлен в шлеме и латах как архистратиг, в правой его руке вместо меча три «дубца железные». Образ св. Сисиния169 и сцена из его жития, в подробностях изображающая предсмертные страдания, не оставляет сомнений в том, что это Сисиний епископ Кизический (конец III — начало IV века), пострадавший во время правления Диоклетиана. Согласно житию, был привязан к диким коням, нещадно бит, в ноздри ему при этом лили крепкий уксус. В завершение мучений святому отсекли голову.

169 И. П. Калинский полагал, что демоноборец св. Сисиний один из сорока Севастийских мучеников. См. Калинский И. П. Указ. соч. С. 102.

На каком основании св. Сисиний почитался целителем от лихорадок остается невыясненным. В его житии нет каких-либо указаний на этот счет. В житии Маруфа епископа Месопатамского (V век), не упоминаемого в заговорах, есть эпизод исцеления «царевой дщери», одержимой злым духом, и бесноватого сына царя Издегерда. На основании этого прп. Маруф также считался заступником от злых духов, ему полагалась особая молитва170.

170 Там же. С. 96.

Старообрядческий литературный источник, лежащий в основе композиции, написание имени «Ісусе» (с одним I), а также несколько суховатая, архаичная манера письма свидетельствуют о происхождении иконы из старообрядческой среды.

О. С. Никольская


Литература