Наверх (Ctrl ↑)

Святитель Николай Чудотворец (Зарайский), с житием

Святитель Николай Чудотворец (Зарайский), с житием
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Конец XV в.

Дерево, темпера.
153 × 117.2 см

Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир, Россия
Инв. В-413

Происхождение неизвестно (из Богородицкой (Успенской) церкви во Владимире?).

См. в «Галерее»:

 Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982 

 
с. 278
¦
48. Никола, с житием
(стр. 123; илл. стр. 483)
Владимиро-Суздальский музей-заповедник, инв. В-413.
Вторая половина — конец XV в.
154 × 118.

Происхождение. Из приходской Богородицкой церкви во Владимире. Время поступления в музей неизвестно. На месте Богородицкой церкви, построенной в 1644 г., стояла деревянная церковь, упоминаемая в патриарших окладных книгах 1628 г. Одним из ее строителей был посадский человек Василий Обросимов, новгородец по происхождению. Считается, что с этой церковью были связаны новгородцы, переселенные еще в XVI в. во Владимир. В описи имущества этой церкви, составленной в 1747 г., упоминается «образ Николая чудотворца в чудесах» (возможно, издаваемая икона), а также ряд икон с характерными для новгородского искусства сюжетами («Зосима и Савватий Соловецкие», «Параскева Пятница» в чудесах1).

1 В. Добронравов, В. Березин. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии, I. Владимир и Владимирский уезд. Владимир. 1893, с. 95–104. Сведения указаны Н. Н. Трофимовой.

Раскрытие. Раскрыта во Владимире в 1945 г. реставраторами Ф. А. Модоровым и И. А. Челноковым. На обороте иконы запись черной краской: «Произведена реставрация Московской Гос. центрально-реставрационной мастерской по древней живописи. Модоров Ф. А. Челноков И. А. Гор. Владимир 1945 года».

Доска липовая, из четырех частей, с двумя односторонними несквозными шпонками (скреплена также деревянными «карасями» и железными скобами). Двойной ковчег, паволока.

Сохранность. Большие утраты живописи и грунта. Вставки, особенно в нижней части средника (фигура Николы внизу и позем), а также в нижней части нижнего ряда клейм. Клеймо 14 почти все на вставке. Киноварные надписи и золото фонов и нимбов сильно потерты. В среднике справа внизу — контрольный участок послойной расчистки и остатки поздней надписи: «Возобновлен сей стый...»

Описание.

В среднике на золотом фоне — Никола в рост, с разведенными в стороны руками. Правая рука — с благословляющим или ораторским жестом, на левой на белом плате, — раскрытое Евангелие с текстом черной краской:

Никола облачен в белую фелонь с черными крестами, с изнанки кресты серые. Подризник светло-зеленый, с притенениями в тон, черными тенями и белыми высветлениями. Омофор белый с коричневыми крестами, которые разделаны белилами и золотом. Епитрахиль и палица золотые, с «жемчугами» и «камнями». «Камни» обведены черной краской, которая, возможно, является остатком неудаленной записи.

Позем светло-зеленый, с крупным темно-зеленым орнаментом «ковриком».

Нимб Николы золотой, с орнаментом в виде ромбов. По сторонам нимба — розовые медальоны с полуфигурами Христа и Богоматери. Надписи киноварью:

Вокруг средника восемнадцать клейм со сценами жития Николы.

Клеймо 1. Рождество Николы. Остатки надписи.

Клеймо 2. Крещение (чудо в купели). Младенец Никола представлен вставшим в купели. Слева священник и диакон, справа родители младенца. Надпись:

Клеймо 3. Обучение грамоте. Никола и другие дети сидят на скамье перед монахом. Надпись:

Клеймо 4. Никола отказывается от молока в среду и пятницу. Надпись:

Клеймо 5. Поставление в диаконы. Никола изображен в диаконских одеждах, но уже старцем. Надпись не сохранилась.

Клеймо 6. Поставление в епископы. Никола представлен в крестчатой фелони. Надпись:

Клеймо 7. Явление Николы царю Константину во сне. Надпись:

Клеймо 8. Явление Николы епарху Евлавию во сне. Надпись:

Клеймо 9. Явление Николы «трем мужам» в темнице. Надпись:

с. 278
с. 279
¦
Клеймо 10. Избавление «трех мужей» от меча. Надпись:

Клеймо 11. Никола исцеляет расслабленного. Сохранились лишь остатки киноварной надписи.

Клеймо 12. Возвращение Василия, Агрикова сына, к родителям. Остатки надписи.

Клеймо 13. Чудо о корабельниках (спасение корабля во время бури). Надпись:

Клеймо 14. Спасение Димитрия. Живопись клейма новая, на вставке.

Клеймо 15. Чудо с ковром (в двух эпизодах). Сохранились лишь остатки киноварных надписей.

Клеймо 16. Посечсние древа. Остатки надписи.

Клеймо 17. Перенесение мощей Николы «из мир Ликийских в Барград». Надпись не сохранилась.

Клеймо 18. Погребение Николы. Надпись:

Одежды в клеймах красные, разбельно-зеленые, вишневые (с зелеными пробелами), желтые. Архитектура тех же оттенков. Фоны и нимбы золотые (нимбы обведены двойной графьей). Надписи киноварные, крупные.

Лик в среднике исполнен по светло-коричневому санкирю очень светлой, почти белой охрой, с розовой подрумянкой в тенях.

Лики в клеймах — также по светло-коричневому санкирю, но цвет карнации более розовый, а в подрумянке — более интенсивная киноварь.

Иконография.

Памятник отражает новгородскую иконографическую традицию житийных «Никол»2. Фигура средника — в рост, с раскрытым Евангелием — приблизительно повторяет фигуру в иконе Николы «Вежитцкого» из Успенского собора Московского Кремля (кат. № 5). Тексты на Евангелиях — одинаковые в обеих иконах. Еще одна новгородская аналогия — житийная икона Николы из с. Ненокса, первой половины XVI в. (Гос. Эрмитаж)3.

3 А. Косцова. Беломорская и Северодвинская экспедиции. — «Сообщения Гос. Эрмитажа», XVII. Л., 1960, с. 75.

Композиции клейм, позы фигур, архитектура в большинстве случаев совпадают с композициями в клеймах «Николы» ГРМ из Музфонда Эрмитажа, начала XVI в.4, хотя последовательность клейм иная. Такое совпадение говорит о бытовании в Новгороде в XV–XVI вв. «образцов» житийных клейм Николы.

Датировка и атрибуция.

Новгородское происхождение иконы подтверждается характерным местным иконографическим изводом (см.: «Иконография»), а также стилистическими особенностями (крупные, массивные формы, энергия образа, типичные приемы письма).

В каталоге выставки [1967] икона опубликована как произведение начала XV в.

О создании иконы во второй половине XV в. говорят очень развитые архитектурные фоны, известный схематизм живописи, палеографические признаки надписей; возможно, «Никола» написан ближе к концу XV в.

Литература.

с. 279
 
¦


    Клейма

  1. Рождество святого Николая
  2. Крещение
  3. Обучение грамоте
  4. Отказ от вкушения молока в среду и в пятницу
  5. Поставление в диаконы
  6. Поставление в архиереи
  7. Явление царю Константину во сне
  8. Явление епарху Евлавию во сне
  9. Явление трем мужам в темнице
  10. Избавление трех мужей от меча
  11. Исцеление расслабленного
  12. Возвращение Василия, Агрикова сына
  13. Чудо о корабельниках
  14. Спасение Димитрия со дна морского
  15. Чудо о ковре
  16. Посечение древа и изгнание беса из кладезя
  17. Перенесение мощей святителя Николая
  18. Погребение святителя Николая

Литература