Наверх (Ctrl ↑)

Икона Богоматери «Взыскание погибших»

Икона Богоматери «Взыскание погибших»
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Центральная Россия (?)

1841 г.

Дерево, темпера.
31 × 26.5 см

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Инв. КП 1871

См. в «Галерее»:

 Группа ЦМиАР во ВКонтакте 

Название иконы восходит к повести «О покаянии Феофила, эконома церковного, во граде Адане», составленной в VII веке. Она рассказывает о том, как оклеветанный Феофил возроптал на Бога и заключил письменную сделку с дьяволом. Однако раскаявшись, стал горячо молиться Богородице, обращая к ней эпитет «Взыскание погибших». Богоматерь, вняв мольбам Феофила, возвестила о прощении грехов и вернула ему подписанную с дьяволом хартию. Тем самым душа Феофила оказалась спасенной.

На русский язык повесть была переведена в XVII веке, а в начале XVIII столетия на основе копирования западноевропейских гравюр в русской иконописи возникла иконография «Взыскание погибших». На протяжении XVIII–XIX веков несколько подобных икон прославились как чудотворные. При общем сходстве композиции они могли разниться некоторыми деталями — положением рук Богоматери, ног Младенца, тем, покрыта ли глава Марии мафорием или нет, наличием изображения пейзажа в арке или его отсутствием, а а также прямым или зеркальным изводом. Единый день празднования всем иконам с этим названием был установлен в 1857 году.

Икона из собрания Музея имени Андрея Рублёва датирована 1841 годом. Младенец изображен на ней справа от Богоматери, что является зеркальным изводом, встречающимся относительно редко. Голова Богоматери на ней покрыта. На полях представлены избранные святые: святитель Николай Мирликийский, священномученик Антипа Пергамский, мученицы Параскева и Фотиния. Икона написана в традиционной манере на доске с ковчегом, что говорит о ее бытовании в старообрядческой среде.