Соколов Петр Михайлович
Школа или худ. центр: Москва
1898 г.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Инв. КП 2365
Надпись на нижней лузге на обеих иконах: 1898 г. въ Москве. Писалъ Петръ Мих. Соколовъ.
См. в «Галерее»:
Расширенное название образа — «Утоли болезни и печали» — представляет собой контаминацию текста праздничного тропаря, кондака и акафиста, посвященных чудотворной иконе.
Иконография «Утоли моя печали» восходит, по-видимому, к западноевропейской гравюре, не совсем верно понятой русским иконописцем. Этим объясняется несколько странная, как бы зависшая в воздухе поза Младенца (который в оригинале должен, очевидно, лежать на коленях Богоматери) и жест ее руки, поднесенной к лику. На чудотворном образе и точных списках с него фигура Богоматери развернута вправо, однако, встречаются и его зеркальные воспроизведения, а также образы, где Богородица обеими руками поддерживает Младенца.
Икона из собрания Музея имени Андрея Рублёва была исполнена в 1898 году в Москве мастером Петром Михайловичем Соколовым — выходцем из села Палех Владимирской губернии. В его работе проявились характерные для палехского искусства черты — декоративность и виртуозное миниатюрное письмо. Графично выполненный орнамент на фоне, полях и нимбах зрительно имитирует драгоценный оклад.
Икона Богоматери «Утоли моя печали» была помещена в один киот с парным образом преподобной Марии Египетской, выполненным в той же манере. По-видимому, это изображение святой покровительницы заказчицы обеих икон, создававшихся как единый комплекс.