Наверх (Ctrl ↑)

Собор Киево-Печерских святых

Собор Киево-Печерских святых
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Киев

1860–1870-е годы

Эмаль на медной основе.
11.3 × 9 см

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Инв. КП 3117

См. в «Галерее»:

 Группа ЦМиАР во ВКонтакте 

Местное почитание Собора Киево-Печерских святых было установлено в 1643 году по инициативе киевского митрополита Петра Могилы. Службу составил грек Мелетий Сириг. На протяжении XVIII века закрепляется общецерковное празднование, получившее подтверждение в указе Синода 1843 года.

Иконография Собора Киево-Печерских святых начала складываться в печерском монастыре во второй половине XVII века. В ее основу легли изображения гравюр изданий Киево-Печерского патерика мастера Илии (1661) и Леонтия Тарасевича (1702). Композиция строится симметрично: на центральной оси вверху изображены ангелы, возносящие главную святыню монастыря — образ «Успение» — над Успенским собором, ниже — равноапостольный князь Владимир с сыновьями Борисом и Глебом и две венценосные святые жены: преподобная Иулиания, дева, княжна Ольшанская, и, вероятно, равноапостольная княгиня Ольга. Особо выделены фигуры основателя монастыря преподобного Антония Печерского и его ученика и преемника преподобного Феодосия. За ними расположены две группы святых: похороненные в Ближних пещерах слева за Антонием, и в Дальних — справа за Феодосием. Имена святых не подписаны, но некоторые легко опознаются по иконографическим приметам. Так, среди похороненных в Ближних пещерах, единственный, кто изображен не в монашеском облачении, — мученик Иоанн младенец. Наверху, над изображением монахов, представлены пещеры с находящимися в них черепами подвижников — «мироточивыми главами».

Икона исполнена очень тонко в технике финифти — многоцветной эмалевой росписи, широко культивировавшейся в Киеве с конца XVII века. Подобные произведения создавались в качестве памятных реликвий для паломников Киево-Печерской Лавры.


Литература