Наверх (Ctrl ↑)

«Отрыгну сердце мое слово благо»

«Отрыгну сердце мое слово благо»
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Новгород; Белозерье (?)

Третья четверть XVI в.

32.5 × 27 см

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Инв. КП 2682

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 238
¦
83. «Отрыгну сердце мое слово благо»

Третья четверть XVI века. Белозерье (?)
Дерево, темпера. 32,7 × 27,2
Происхождение неизвестно
Музей Андрея Рублева, инв. КП 2682, № 4–1

Икона «Отрыгну сердце мое слово благо» получила свое наименование по первому стиху 44-го псалма. Икона является развернутой иллюстрацией этого псалма.

В центре помещена сцена, соответствующая стиху 10: «...предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена». Богородица-Царица и Иоанн Предтеча предстоят сидящему на престоле юноше в царском одеянии, аллегорическому образу Бога-Слова. Вверху в небесах изображен Бог Отец, ниже голубь — Святой Дух, заключенный в сферу, от которой к голове юного царя направлены три луча. Эта символическая композиция иллюстрирует слова псалма: «Отрыгну [излию из] сердце мое слово благо...», являющиеся пророчеством о предвечном рождении Бога-Слова и Сына Божия. Ангел изливает на главу Сына Божия елей. В иконе подчеркивается царское достоинство Сына Божия — он изображен в царском одеянии сидящим на престоле, держащим в руке своей «жезл правости, жезл царствия» (ст. 7). Он не только Царь, но и грозный Судия: рядом изображены лук и стрелы, символизирующие гнев Божий, у подножия престола павшие ниц люди — «враги Царевы», по слову псалма (ст. 6).

Вечному престолу Божию предстоят две группы людей. Справа они показаны в дверях храма, что соответствует стиху 16: «...введутся в церковь Цареву». Этот образ напоминает о видении Страшного суда Григорием, учеником Василия Нового, где говорится о том, что в храм Господень первой войдет Богородица-Царица, а за ней войдут праведные1. Шатровый храм, изображенный справа, служит образом Небесного Иерусалима, как и в литургических сосудах-иерусалимах2.

1 Страшный суд Божий. Видение Григория, ученика святого и богоносного отца нашего Василия Нового Цареградского. М., 1995. С. 73.

2 Стерлигова И. А. Иерусалимы как литургические сосуды в Древней Руси // Иерусалим в русской культуре. М., 1994. С. 46–58.

В группах предстоящих изображены: слева — пророк Даниил, справа — царь Соломон. На свитках в их руках помещены стихи 44-го псалма (ст. 5 у Даниила и ст. 8 у Соломона), говорящие о приверженности Царя к «истине, кротости и правде». Присутствие этих персонажей в иконе «Отрыгну сердце мое» объясняется их пророчествами о рождении Сына Божия (Дан. 2 : 44) и о храме Премудрости (Притч. 9 : 1 и след.). Вверху слева изображен автор псалма — царь Давид.

О. Дьяченко с. 238
 
¦


Литература