Наверх (Ctrl ↑)

Святые врачи-бессребреники Косма и Дамиан, с житием

Святые врачи-бессребреники Косма и Дамиан, с житием
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Школа или худ. центр: Псков; Вологда; Ростов (?)

XV в.

Дерево, темпера.
109.5 × 61.5 см

Вологодский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Вологда, Россия
Инв. 7825

Из Воскресенской церкви в Вологде.

См. в «Галерее»:

 Комашко, Саенкова 2007 

 
с. 126
¦
Святые врачи-бессребреники Косма и Дамиан, с житием
XV век. Ростов (?)
109,5 × 61,5 см. Дерево, темпера
Вологодский музей-заповедник, инв. № 7825
Из Воскресенской церкви в Вологде

Святые Косма и Дамиан Асийские (IV в.) — врачи-бессребреники, братья-близнецы, жившие в Малой Азии. Отцом их был грек-язычник, матерью — христианка по имени Феодотия, благодаря которой они обучились врачеванию. Отказываясь принимать плату за лечение, святые наставляли своих больных в христианской вере. Приняли мирную кончину и были погребены вместе. Житие святых братьев изобилует чудесами. Память их отмечается 1/14 ноября.

Помимо свв. Космы и Дамиана Асийских в восточно-христианской традиции почитаются еще две пары святых братьев-целителей, носивших те же имена — свв. Косма и Дамиан Аравийские и свв. Косма и Дамиан Римские. В отличие от Асийских, они приняли мученическую кончину, жили во второй половине III века и не были близнецами. Частицы мощей всех трех пар братьев широко разошлись по всему восточно-христианскому миру. Память свв. Космы и Дамиана Аравийских 17/30 октября, Римских 1/14 июля. Западная традиция признает существование только одной пары братьев, память которых отмечают 27 сентября. В 526–530 годах в Риме построена посвященная им базилика.

На публикуемой иконе, как и на большинстве русских икон свв. Космы и Дамиана, представлены Асийские братья, чье Житие, составленное в ранневизантийскую эпоху, получило широкое распространение в древнерусском переводе еще в домонгольское время. Этот текст подвергся на Руси некоторой переработке и дополнению: помимо 12 чудес, присутствующих в оригинальном тексте, добавлено так называемое «корсунское» чудо, описывающее древнюю братчину (пир) с превращением воды в вино и наоборот. Поскольку в Древней Руси они были самыми популярными святыми целителями, то их иконы, в том числе житийные, распространены очень широко. Публикуемая икона относится к числу самых ранних известных русских житийных образов свв. Космы и Дамиана.

Клейма:

  1. Рождение близнецов
  2. Крещение младенцев
  3. Приведение во учение
  4. Св. Дамиан принимает яйца от исцеленной Палладии
  5. Явление Христа св. Косме
  6. Исцеление бесноватых верблюдов
  7. Верблюд уговаривает людей похоронить св. Дамиана вместе со св. Космой
  8. Погребение св. Дамиана рядом со св. Космой
  9. Вселение змия во чрево некоего мужа
  10. Свв. Косма и Дамиан прогоняют змия из чрева мужа
  11. Малх вручает свою жену под защиту свв. Космы и Дамиана
  12. Исцеление мужа, кашлявшего кровью и гноем
  13. Исцеление жены от утробной болезни
  14. Исцеление глухонемой с. 126
     
    ¦


Клейма


03 Приведение во учение

06 Исцеление бесноватых верблюдов

09 Вселение змия во чрево некоего мужа

Литература